Хроника городской жизни: февраль 2020. Обзор

17:11

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Николаев, новости, мост в Николаеве, ЖКХ, Коренев, ремонт

Зима завершена, и теперь мы можем с уверенностью утверждать: а настоящей зимы в Николаеве-то и не было. Не было ни первого обильного декабрьского снега, ни крещенских морозов, ни февральской стужи – вообще не было ни серьезных заморозков, ни полноценного снега, который бы продержался на улицах хотя бы сутки. Похоже, следующее поколение николаевцев, раскрыв рты, будет слушать наши истории о том, как прежде люди катались на санках и коньках по льду Бугского лимана и при этом искренне удивляться: «Да ладно, неужели такое было?!».
Февраль прошел под знаком новой, невиданной ранее хвори – коронавируса COVID-19, невесть откуда появившегося в далеком Китае. И хотя до нас он не дошел, однако, судя по всему, это лишь дело времени. Главное, к его приходу хорошенько подготовиться. И вот здесь нам пока не хватает убедительных рекомендаций специалистов, которым мы доверяем. А дефицит информации и доверия в таких чрезвычайных условиях – прямой путь к панике. Слава богу, что в Николаеве её удалось избежать. Пока, во всяком случае.
О вирусе, впервые выявленном в декабре прошлого года, известно далеко не все, даже с полным перечнем путей передачи, максимальным инкубационным периодом и вероятностью повторного заражения медики до сих пор не определились, не говоря о вакцине и эффективных лекарствах для лечения заболевших.
Из аптек быстро начали исчезать марлевые маски, которые, как сегодня утверждают, на самом деле, не очень-то и эффективны против вируса. А один из китайцев, живущих в Николаеве, решил через Интернет впрок закупить защитных масок на невероятную сумму в 50 тыс. грн. Деньги он заплатил, но маски ему так и не прислали. Облапошенному мошенниками гражданину Поднебесной пришлось обратиться в правоохранительные органы.
Если поначалу николаевцы косо смотрели на китайцев как на потенциальных распространителей вируса (у нас китайские студенты обучаются в Национальном университете кораблестроения), то теперь вирус атакует Украину из Европы и других направлений. В феврале циркулировали слухи, что граждан Украины, эвакуированных из китайского Уханя – главного очага эпидемии, – привезут на обсервацию именно к нам, на одну из баз отдыха в Коблево. Местные СМИ бросились хором такие слухи опровергать, но всё успокоилось лишь после того, как эвакуированных направили в другой регион Украины – в Полтавскую область.
Главной по значимости николаевской новостью следует признать «черный понедельник» 24 февраля, когда город, как и большая часть Николаевщины, оказался в плену невероятной силы штормового ветра, спровоцированного циклоном «Юлия». Подобного ветра, достигавшего 35 метров в секунду, у нас не припомнят. По городу раздувало охапки бытового мусора, летали ветки, шифер и листы кровельного железа, падали деревья, а по тротуарам и проезжей части дорог, создавая препятствия автотранспорту, туда-сюда носились мусорные контейнеры на колесах – такое здесь прежде вряд ли кто-то видел. Итог обрушившегося стихийного бедствия – сотни поваленных деревьев и столбов, перегородивших дороги и тротуары, сорванные и поврежденные крыши жилых домов, школ, предприятий, учреждений и воинских частей, разбитые автомобили, больше ста обрывов линий электропередач, парализованное на несколько часов движение городского электротранспорта. Ветром и течением снесло даже пешеходный мост возле бывшего завода им. 61 коммунара (ныне – Николаевский судостроительный завод), пострадал также понтонный мост через Ингул, ведущий к полуострову Аляуды.
В тот же день, 24 февраля, произошло резонансное дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом – столкновение на перекрестке Центрального проспекта и улицы Московской пафосного «Рендж Ровера» со скромной маршруткой «Рута». В результате погибла пассажирка «Руты», несколько человек получили ранения. Горькая ирония судьбы – женщина распрощалась с жизнью как раз в день своего рождения.
По предварительным данным, правила дорожного движения нарушили оба участника ДТП – шофер маршрутки, выехавшей на перекресток с второстепенной дороги, не пропустил внедорожник. Но и его водитель «отличился» – несся с явным превышением скорости, да еще, насколько известно, управлял автотранспортным средством в состоянии наркотического опьянения, что могло привести к заторможенной реакции на дорожную обстановку. Словом, если бы один не «штурмовал» перекресток, а второй не «кайфовал», испытывая всю мощь своего элитного железного коня, все остались бы живы и здоровы.
Активным раздражителем для николаевцев вне зависимости от пола, возраста и социального положения оставалась тема тарифов. В первой декаде февраля без предварительного оповещения внезапно была поднята цена на водоснабжение и водоотведение. Услуги «Николаевводоканала» подорожали ощутимо – более чем на 20%, что в разы опережает индекс инфляции за прошлый год. К тому же, в прошлом году стоимость воды тоже повышалась. Словом, мы уверенно догоняем старушку-Европу, но только не по зарплатам и социальному обеспечению, а по ценам и тарифам.
Тем временем Николаевский горсовет продолжал разбираться с платежками за природный газ и теплоснабжение. Депутаты посчитали, что если транспортировка газа изрядно подорожала и была выведена в отдельную составляющую, то у газовиков появится больше денег, а потому они должны платить за использование земель городской общины, на которых располагается газораспределительная система. К тому же, плата за транспортировку газа у «Николаевгаза» одна из самых высоких в Украине. Сами же газовики заверяют, что тариф хоть и вырос, и будет расти впредь, но все равно остается убыточным.
Еще одна тема месяца – засилье грузового транспорта. Оказалось, что по концентрации вредных веществ в воздухе Николаев превратился в один из самых загрязненных городов Украины. Столь сомнительного «достижения» удалось добиться во многом благодаря немыслимым потокам грузового автотранспорта, идущего в николаевские порты и нещадно разбивающего улицы. Городские власти приняли решения закрыть для большегрузов, направляющихся в морской порт, улицу 3-ю Слободскую. Это спровоцировало рост интенсивности движения по другому маршруту – через Турбинную, Космонавтов и Железнодорожную. Разъяренные жильцы последней перегородили проезжую часть, потребовав от властей оградить их от большегрузов, не дающих покоя ни днем, ни ночью. И ладно бы они просто проезжали мимо. Но водители используют обочины ул. Железнодорожной как место для отстоя, а прилегающую территорию вдоль жилой зоны – в качестве бескрайних размеров туалета.
Чтобы решить болезненную проблему, несколько лет назад Администрация морских портов Украины предлагала построить отстойник для большегрузного автотранспорта за промзоной, на участке между Херсонским и Баштанским шоссе. Но депутаты горсовета этому воспротивились. Теперь пожинаем плоды. Хотя справедливости ради отметим, что отстойник полностью бы проблему не снял. Требуется комплексное решение, а его пока что нет. Точнее, нет политической воли для его принятия и выполнения.
В феврале активные жители области пикетировали облгосадминистрацию, протестуя против намерения создать объединенную территориальную громаду (ОТГ) с центром в Гурьевке, а не в Константиновке, как они того хотят. Главным лоббистом «Гурьевского гамбита» называют депутата облсовета и директора аэропорта «Николаев» Федора Барну, его позицию поддерживает и руководство ОГА. Возникали также протесты и по другим ОТГ.
Проблема заключается в том, что децентрализация находится на завершающем этапе, и всех, кто не успел или не захотел объединиться в ОТГ добровольно, теперь загонят туда принудительно, а сами ОТГ нарежут так, как они должны выглядеть по мнению власти, а не самих жителей. Вот люди и заволновались. Кстати, как стало известно в прошедшем месяце, Баловнянский сельсовет готов выделить 120 га земли под городское кладбище, но при условии, что это село будет принято в состав Николаева.
В свою очередь, горисполком принял многократно откладывавшееся решение о списании многоквартирных домов Николаева с баланса коммунальных ЖЭКов и прочих обслуживающих жилье организаций. Теперь, случись что, жильцы будут предоставлены сами себе, получить помощь из городского бюджета станет еще сложнее, а если речь о текущем ремонте – то и вовсе нереально. Зато для николаевских школьников ввели бесплатный проезд с 1 сентября по 30 июня в муниципальных автобусах КП «Николаевпастранс».
Вслед за многострадальным заводом «Океан» Офис Генерального прокурора всерьез взялся за уничтожение другого регионального инвестиционного проекта. Речь о строительстве порта между Николаевским глиноземным заводом и селом Галициново. Выделение прежними руководителями области 147 га земли под эти цели правоохранители сочли незаконными, вопрос годами рассматривался в судах. А в феврале по делу о выделении земельного участка провели обыски в здании облгосадминистрации. Из-за агрессивного вмешательства чиновников судьба проекта строительства порта, инвестиции в реализацию которого только на первом этапе могли бы составить около 180 млн. долларов, остается неопределенной. Собственно, это все, что нужно знать о том, как обещанные нынешней властью «инвестняни» «привлекают» инвестиции в нашей стране. Возрождающийся завод «Океан», неожиданно подвергшийся прокурорской атаке, так и не построенный галициновский порт, – кто будет следующим?
Однако закончим на доброй ноте: в рамках одноименной общегородской программы «Человеком года-2019» решением экспертов была определена николаевский аграрий, политик и меценат Надежда Иванова. Поздравляем!
Вот, пожалуй, все основные события високосного февраля. Посмотрим, что принесет нам первый месяц весны…
Станислав Козлов.