Хормейстер Светлана Фоминых

хор

В марте нынешнего года у николаевцев есть повод вспомнить об одной из лучших представительниц нашей городской общины. Преподаватель Николаевского училища культуры, создатель уникального женского хора Светлана Григорьевна Фоминых 11 марта могла бы отметить свой 80-летний юбилей. Но уже более 10 лет ее нет с нами. Трагическая гибель педагога, случившаяся в 2009 году, стала потрясением для всего города.

Хор родился в 1975-м, и Светлана Григорьевна отдала своему детищу 34 года жизни. Однако с ее уходом коллектив не угас. Он живет, хранит и приумножает традиции, успешно выступает на международных конкурсах. Ученица Светланы Григорьевны Татьяна Островская приняла на себя миссию художественного руководителя, хормейстера и дирижера хорового коллектива. Сегодня академический женский хор Николаевского колледжа культуры и искусств официально носит имя своего создателя – Светланы Фоминых.
НАЧАЛО
Родом она из России. Легко поступила в Калининское музыкальное училище. Певческим талантом Бог не обидел, а голосина был такой мощи, что экзаменационная комиссия ахнула.
Заочно окончила хоровое отделение Московского института культуры. В Калинине (ныне Тверь) и началась ее хормейстерская деятельность. Только работать пришлось не с юными хрупкими девушками, а с военнослужащими Калининской академии ПВО. Хоровым пением там занимались 60 солидных офицеров в погонах не ниже капитанского чина.
В 1970 году Светлана приехала в Николаев – наше культпросветучилище очень нуждалось в молодых энергичных педагогах. Здесь она с головой ушла в преподавательскую работу. Но мечта о создании хора не покидала ее. Спустя пять лет Светлана Григорьевна осуществила эту мечту. Хотя отлично понимала, какую тяжелейшую ношу грузит на свои плечи.
Что такое хор в училище? Это, по сути, еще девочки-подростки, многие из которых не имеют специального музыкального образования. Более того – это ежегодная смена хорового состава: вместо покидающих учебное заведение 10-12-ти выпускниц – набравшихся опыта, воспитанных хористок, в коллектив приходит неоперившаяся неопытная молодежь, из которой снова и снова надо растить «прекрасных лебедей».
Педагог всегда ставила перед своими ученицами сложнейшие задачи. Поясняла так: «Когда задаешь «высокую планку» – только тогда чего-то добиваешься. А если рассчитываешь на средний уровень – так средним и останешься».
ПРИЗНАНИЕ
В 2003 году после фестиваля «Золотоверхий Київ» одна из киевских газет писала: «…деякі хори відмовились виконувати його (Владимира Рунчака) «надто складну» хорову музику… Натомість для Миколаївського жіночого хору… вона не була «надто складна», ці молоді дівчата проспівали 18 хвилин «На смерть Іісуса» прекрасно, переконливо, навіть напам’ять. Їхній педагог і диригент Світлана Фоміних неодноразово доводила високу майстерність її «непрофесійного» хору там, де професіонали не могли впоратись».
Репертуар николаевского женского хора многие называли изысканным: коллектив исполнял церковную музыку трех столетий, народные песни, лучшие произведения украинских, русских, грузинских, европейских композиторов – прошлых веков и современные. Светлана Григорьевна отбирала программу очень требовательно.
В 1990-е годы в Украине хор был известен как «пропагандист» современной украинской хоровой музыки – произведений Владимира Рунчака, Виктора Мужчиля, Виктора Степурко и др. Их сложную музыку, трудную и для исполнения, и для восприятия, рассчитанную больше на интеллектуального слушателя, коллектив с удовольствием включал в свой репертуар.
На протяжении многих лет Светлану Григорьевну связывала творческая дружба с композитором Лесей Дычко, которую называют королевой украинской хоровой музыки. Леся Васильевна считала наш коллектив непревзойденным исполнителем, мастерски сумевшим воплотить музыкальные образы ее произведений. Поэму «Пять хокку в стиле жень-шуй» Леся Дычко написала специально для николаевского женского хора – с посвящением: «Светлане Фоминых».

хор
Звучит «Чаттануга чу чу»

Что всегда было изюминкой хора – так это использование элементов театрализации. Таинственные «Грезы» Шумана сопровождал «взлет» тончайших шарфиков в руках хористок. Чтобы придать оригинальности гленн-миллеровской «Чаттануга чу чу», использовали 40 шляпок-канотье и белые перчатки. А при исполнении хоровой поэмы «Пять японских стихотворений» грузинского композитора Мераба Гагнидзе над девичьими головами – откуда ни возьмись – взлетали бабочки, трепещущие крылышками, искрящиеся в лучах софитов. Реакция зрителей на этот неожиданный эффект всегда была одинаковой – зал единодушно выдыхал восторженный возглас.
ПОБЕДЫ
С 1987 по 2006 годы хор под управлением Светланы Фоминых принял участие в 14 престижных европейских и украинских конкурсах. И практически везде – победы и призовые места. Хоровой конкурс Придунайских стран (Болгария, 1987) – 1-я премия. Первый национальный хоровой конкурс им. Н. Леонтовича (Киев, 1989) – 1-я премия. XXIII международный конкурс хоровых коллективов во Франции (1995) – «Гран-при». XX международный конкурс современной хоровой музыки (Венгрия, 1996) – 2-я премия. Второй международный конкурс-фестиваль камерных хоровых коллективов «Ялта-Виктория-2000» – «Гран-при». XXXVIII международный конкурс хоровых коллективов (Толоса, Испания, 2006) – 2-я премия, при том что первая не присуждалась. И это далеко не весь перечень призовых мест и побед. Плюс – участие в Президентских концертах и праздничных постановках на столичной сцене ко Дню Независимости Украины.
Конечно, конкурсных побед могло быть гораздо больше. Но, как и в наши дни, хор всегда сталкивался с финансовыми проблемами, которые не позволяли участвовать во всех европейских конкурсах, куда настойчиво приглашали николаевский коллектив зарубежные организаторы. Им хор был хорошо известен как уникальное явление украинской культуры.
«Лучше, чем ваш хор, я пока еще не встречал… Такой коллектив может украсить любой концерт!»… «Меня очаровали ваши девушки. Их искусство отвечает лучшим традициям»… – так отзывались о хористках европейские композиторы, члены различных конкурсных жюри.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
…Я вспоминаю нашу беседу со Светланой Фоминых после возвращения хора из Толосы в 2006 году. В том знаменитом конкурсе, который проводится в испанском городе c 1969 года, принимали участие 26 хоров, приехавших из Германии, США, Индонезии, Филиппин, Франции, Италии, Норвегии, России, Канады и других стран. Восемь именитых членов интернационального жюри с утра до позднего вечера слушали и оценивали конкурсантов, уткнувшись носами в ноты и беспрестанно проверяя чистоту звучания с помощью камертонов.
Они сделали исключение и подняли свои головы только ради девушек из города Николаева, которые исполняли «Испанские фрески» Леси Дычко и включили в свое выступление элементы театрализации: гордая поступь испанки и 29 черно-красных вееров, взлетающих вверх вместе со взмахом руки. Это выступление нужно было не только слушать, но и смотреть…
Места среди конкурсантов в Толосе тогда распределялись очень просто: по количеству набранных баллов. Максимальное число – 85, это означает первое место. У хора Светланы Фоминых баллов набралось 84,6. Потому получилось второе призовое место, а в реальности – высший балл среди всех конкурсантов.

хор
Выступление в Толосе

К эйфории победы тогда добавлялась горчинка воспоминаний о том, как собирались на этот конкурс. «Добыть» денег на дорогу (испанцы оплачивали только пребывание в Толосе) удалось лишь половину. Помогло управление культуры ОГА. А поскольку обращения к николаевским меценатам никаких результатов не дали, участницам пришлось собирать по 150 евро из своего кармана, чтобы оплатить обратный путь. Многие покряхтели, посетовали и взяли кредиты, которые еще не один месяц потом выплачивали… доходы у студентов и работников культуры известно какие.
Всеми организационными вопросами занимались сами. Силы и время, которые можно было отдать творчеству, пришлось потратить на прозу бытия. Сколько препон довелось пройти, прежде чем были заполнены анкеты, документы, оформлены визы! Только в испанское посольство ездили семь раз. 800 экземпляров нот нужно было отправить в Толосу – каждому из восьми членов жюри по 10 партитур произведений, которые хор вез на конкурс. Для этого оказалось дешевле сброситься и купить ксерокс. Так что в итоге расходы получились неимоверные.
– Еще была одна проблема – костюмы. Готовились выступать в двух номинациях – «полифония» и «фольклор». Значит, на сцене должен «прозвучать» наш украинский колорит… Перетрясли костюмерную – приуныли, потом придумали из старых юбок пошить свитки, разукрасили их синей тесьмой. Посмотрели на эти самоделки глазами иностранцев: «Ой, девки, село!», – вспоминала Светлана Фоминых.
Но другого выхода не было. Добавили в волосы разноцветные ленты, на кофточки прикололи значки с надписью «Украина» – на них улыбается миру дивчина в веночке…
«По заграницам разъезжаете»… – слышать эту «ревнивую» фразу из уст некоторых коллег было неприятно. «Никто же не знает, как девчонок моих бьет озноб перед выходом на сцену, как они крестят друг друга в спину и выходят к зрителям и жюри, «натянув улыбки». Видели бы вы, как они кричали от радости, узнав о победе! Как плакали от счастья, стоя на сцене и купаясь в аплодисментах и криках «грациа»! Мы говорим о патриотизме? Вот где настоящий патриотизм! Когда николаевский хор защищает за рубежом честь Украины, и все 26 стран-участниц стоя аплодируют представительницам украинского города Николаева – лучшим на этом конкурсе»…
***
Словом, есть в нынешнем марте очень хороший повод вспомнить Светлану Григорьевну Фоминых – преподавателя-методиста Николаевского высшего училища культуры, заслуженного работника культуры Украины, полного кавалера орденов «За заслуги» I, II и III ст., лауреата Государственной премии им. Т.Г.Шевченко, обладателя множества дипломов, врученных ей на конкурсах как лучшему дирижеру.
В 2020-м академическому женскому хору имени Светланы Фоминых исполняется 45 лет. Коллектив готовит к этой дате юбилейный концерт. А мы в своей газете обязательно расскажем нашим читателям уникальную историю хора от основания до наших дней.
Наталья Христова.