Графический мир художника Владимира Ольшанского

17:02

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

В феврале николаевцы вспоминали одного из лучших представителей нашей городской общины – художника Владимира Архиповича Ольшанского (1931-2007). К 90-летию со дня его рождения сотрудники краеведческого музея подготовили выставку «Він світ залишив на полотні». К презентации была приурочена встреча друзей – в музейном зале собрались горожане, которые хорошо знали Ольшанского и пришли поделиться воспоминаниями о нем. В числе гостей – жена художника Александра Ольшанская, председатель Николаевской городской организации ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов) Сергей Паливода, глава городского территориального центра социального обслуживания Сергей Бондаренко, представители Союза художников Николаева и др.

Авторы юбилейной выставки – старший научный сотрудник Ольга Зайцева и зав. реставрационным отделом Сергей Шевченко – вложили всю душу в свою работу, создавая экспозицию. Здесь можно увидеть фотографии из семейного архива, личные документы, награды художника, множество графических работ, несколько живописных полотен, среди которых – его знаменитая «Афганская мадонна».

Владимир Ольшанский – человек с необычной судьбой. Он был «бродяга по жизни» – на протяжении 40 лет путешествовал, сохраняя в рисунках на альбомных листах мир, который встречался на его пути. В обыденных вещах, в простых людях видел красоту этого мира. И потому особенно дороги его работы, что по ним можно изучать историю страны.

Однажды он отправился в путешествие по Северному морскому пути – стал участником акции «Художники – флоту». В том походе Севером заболел не на шутку. И в 1981 году уже поехал один – в самом прямом смысле слова «на перекладных». Имел с собой письмо-обращение к командирам кораблей и авиаотрядов с просьбой «содействовать» передвижению художника Ольшанского. Мурманск, Диксон, мыс Челюскин, Тикси, мыс Шмидта, Певек, бухта Провидения. Иногда лед встречался такой, что суда могли идти только в кильватере у ледоколов.
Для своего «творческого запаса» делал зарисовки трудовых будней моряков. Для экипажа – выпускал «боевые листки». У него в руках было удивительное средство «общения» – дружеские шаржи, и он щедро дарил их всем – от капитана до буфетчицы. В этих путешествиях Владимир много общался с людьми, встречался с оленеводами Чукотки, лесорубами Карелии, моряками Мурманска… И рисовал, рисовал, рисовал. 200 листов графики – таков был итог одного из странствий.
Не отказал себе в удовольствии пройти по водам сибирских рек – Енисею и Лене. Только отправился в путь не с комфортом, а напросился на пароходик-«киномеханик», неторопливо везущий кино местным жителям. В любой момент можно было бросить якорь – и делать зарисовки. Так осталась в альбомных листах красота сибирской природы и сибирского человека, необычные деревянные домики, церквушки. Своими «северно-сибирскими» зарисовками на республиканской выставке 1981 года художник произвел настоящий фурор.
На Кольском полуострове он был четыре раза. Там ему были интересны базы Северного морского флота, где военные люди несли службу на атомных подводных лодках.

Летом 1987 года Владимир Ольшанский прилетел в Кабул. До этого несколько раз просился в Афганистан – там уже шла война, однако выезд не разрешали. И если бы не вмешался сам Владимир Щербицкий (первый секретарь Центрального комитета Компартии УССР), то не появились бы на свет сотни работ, важных для истории.

– Будучи в Афганистане, Ольшанский сделал много графических портретов. Среди них есть по-настоящему уникальные. В фондах нашего музея хранятся 18 портретных зарисовок – это делегаты революционного совета Афганистана. Через 3-4 года их практически всех расстреляли, осталось в живых только несколько человек, – рассказала автор выставки Ольга Зайцева. – Спустя годы он с радостью откликнулся на предложение написать 10 портретов николаевских воинов-афганцев для музея Второй мировой войны в Киеве. А когда в Николаеве задумали поставить памятный знак воинам-интернационалистам, принял самое активное участие в создании проекта.

В год Чернобыльской катастрофы Владимир Ольшанский на своей машине наперекор всем кордонам прорвался в Чернобыль, намереваясь создать галерею портретов – ликвидаторов аварии, строителей, военных, стариков, оставшихся на зараженной, но родной земле.

В его творчестве нашли отражение строительство Южноукраинской АЭС, глиноземного завода, работа судостроителей ЧСЗ, целая серия посвящена металлургам Приднепровья. Есть серии работ «Памятники культуры Украины», «Земля Владимирская», «Земля Суздальская».

– Оформляя выставку, мы поставили перед собой задачу – показать, какой он был замечательный график, как тонко чувствовал людскую душу и мог удивительно точно с помощью простого карандаша передать настроение, характер, внутренний мир человека, – отметила Ольга Зайцева.

Однажды Владимиру Ольшанскому заказал свой портрет известный политик. Шло время, несколько раз подступался художник к мольберту – но так и не смог начать. Не лежала душа. Зато простых людей писал легко и с удовольствием. Шутил: «Что я рисовал и всегда буду рисовать – так это женщины, дети и цветы».

Последние десять лет своей жизни Владимир провел в инвалидном кресле – сказались на здоровье и Север, и Чернобыль, и Афганистан. Но он продолжал работать, находясь в замкнутом пространстве своей маленькой мастерской. Сегодня в частных коллекциях в разных городах мира продолжают жить около 100 его живописных полотен. Свыше 60 рисунков и графических работ хранятся в нашем краеведческом музее.
Наталья Христова.
Фото Александра Сайковского.