Флагманская поступь «НИБУЛОНа»

Сдано в эксплуатацию уникальное, крупнейшее из построенных в Украине за последние 25 лет специализированное крановое судно класса «река-море»

16:09

Судостроительно-судоремонтный завод «НИБУЛОН» — едва ли не единственная на сегодня верфь в Украине, строящая полнокомплектные суда. Уже третий год подряд она становится местом проведения международных выставок в области судостроения и водного транспорта. На этот раз в рамках форума «TRANS EXPO ODESA-MYKOLAIV 2019» было совмещено сразу несколько знаковых мероприятий. И главное из них — торжественный пуск в эксплуатацию нового уникального специализированного кранового судна «NIBULON MAX». В этот же день — 20 сентября — на территории верфи открылась международная выставка «Судостроение и водный транспорт-2019» и прошел «круглый стол» «Развитие внутренних речных перевозок — путь к возрождению украинского судостроения». А еще николаевцы и гости города, приехавшие по приглашению компании «НИБУЛОН», могли увидеть в районе Каботажного мола грандиозное водное шоу, участие в котором приняли «нибулоновские» суда различного класса, а также спецназовцы 73-го центра спецопераций, дислоцирующиеся в Очакове.

«NIBULON MAX» – ЗОЛОТАЯ СТРАНИЦА ТРУДОВОЙ ЛЕТОПИСИ «НИБУЛОНА»
Для начала небольшое, но уместное отступление.
Читатели «ВН» хорошо осведомлены о том, что ровесник украинской независимости – ООО СП «НИБУЛОН», созданное в Николаеве в 1991 году, уверенно занимает лидирующие позиции на рынке производства, перевозок и экспорта аграрной продукции, а также активно развивает судостроительное направление и судоходство по внутренним водным путям, для чего сформировало собственный флот.
Прошедший 2018/2019 маркетинговый год (в зерновом бизнесе маркетинговый год стартует 1 июля, что связано с сезоном сбора урожая) стал для «НИБУЛОНа» рекордным по ряду показателей. Во-первых, компания добилась исторического максимума, отгрузив на экспорт более 5,2 млн. тонн зерновых и масличных культур, что на 26,8% больше, чем в 2017/2018 маркетинговом году. География экспорта обширна – от Китая до Африки, Ближнего Востока и стран Евросоюза. Объемы экспорта позволили компании занять первое место в украинском рейтинге фирм-экспортеров зерновых с долей рынка почти в 10%. Теперь руководство компании поставило задачу увеличить объем экспорта до 6 млн. тонн, благо, что Украина уже собирает урожаи по 70 млн. тонн зерновых.
Во-вторых, за тот же период по внутренним водным путям «НИБУЛОН» перевез 3,5 млн. тонн грузов, нарастив показатель, по сравнению с прошлым годом, сразу на 40%. А всего за последние десять лет «НИБУЛОН» перевез по украинским рекам почти 15 млн. тонн грузов, причем не только зерно, но и металл, уголь, удобрения, строительные материалы, крупногабаритные грузы и даже арбузы с дынями. Освоение реки началось с покупки нескольких судов, и уже несколько лет спустя компания стала заказывать новостройные суда, а в 2012 году наладила собственное их производство. Сегодня мощный «нибулоновский» флот насчитывает 76 судов и продолжает расти стремительными темпами. Эти суда перевозят грузы по Днепру и Южному Бугу, где компания в рамках программы возрождения внутреннего судоходства построила сеть современных речных терминалов по приемке, хранению и отгрузке зерновых, а также вдоль украинских берегов Черного моря.
Глубины в акватории Николаева, где находится главный перегрузочный терминал «НИБУЛОНа», не позволяют под завязку загружать суда типа «Панамакс». Их догрузка осуществляется на внешнем рейде с помощью плавкранов и несамоходных судов. Чтобы оптимизировать и интенсифицировать этот процесс, на предприятии решили построить невиданное ранее для Украины судно-погрузчик с двумя трюмами общей вместимостью 13400 м3 и двумя кранами, способными в сутки перегружать 18 тыс. тонн зерна. Так родился проект 140-метрового судна «NIBULON MAX».
По сути дела, «NIBULON MAX» – это сверхмощный высокопроизводительный перегружатель класса «река-море», который ходит под флагом Украины. У компании уже есть три собственных плавкрана, построенных за последние годы, – «Святой Николай», «Нибулоновец» и «Нибулоновец-2». Но потребность в крановом флоте постоянно растет. Плюс понадобилось судно не просто с мощными кранами, но еще способное накапливать у себя на борту и транспортировать большой объем зерна, по сути дела – плавучее зернохранилище.
«NIBULON MAX» оборудован двумя электрогидравлическими грейферными кранами типа CBG360 немецкой фирмы «Liebherr» с максимальной грузоподъемностью 45 тонн и вылетом стрелы 36 метров. Наличие двух грузовых трюмов для перевозки зерновых, навалочных и генеральных грузов обеспечивает непрерывную работу этих кранов при швартовных операциях с баржами, что сокращает время загрузки морских судов. Для обслуживания грузовых трюмов, а также погрузочно-разгрузочных работ в условиях порта и в море, оба грузовых крана смещены от диаметральной плоскости судна так, чтобы полностью загружать и разгружать «Панамаксы».
Судно спроектировано и строилось под наблюдением Регистра судоходства Украины по классу «навалочное судно-перегружатель». Его автономность по запасам топлива и пресной воды составляет 90 суток. Автоматизация позволяет управлять механической установкой без постоянного присутствия персонала в машинных отделениях и на центральном посту управления. Созданы комфортные условия европейского класса для работы и отдыха всех 28 членов экипажа плюс 5 дополнительных мест. Чего у моряков только нет: и прачечная, и небольшой тренажерный зал, само собой разумеется, камбуз, каюты и т.д.
Строительство такого судна потребовало совершенно иного уровня судостроительных мощностей ССЗ «НИБУЛОН». Для этого модернизировали стапельную площадку и спуско-подъемное устройство, увеличили количество стапельных и спусковых дорожек. Масштабная реконструкция верфи продолжается, после её завершения ССЗ «НИБУЛОН» станет самым современным в Украине и одним из лучших судостроительных предприятий во всей Европе!
Темпы строительства были стремительными: судно заложили в прошлом году, спустили на воду в мае, а уже в сентябре ввели в эксплуатацию. На «НИБУЛОНе» вообще все делается быстро, но при этом качественно и надежно.
Остается добавить, что «NIBULON MAX» позволяет повысить годовые объемы перевалки грузов на 2-3 млн. тонн в год и довести перевалку непосредственно флотом компании «НИБУЛОН» с 3,5 млн. до 5 млн тонн в год.

ОТ СУДНА «NIBULON MAX» – К НОВЫМ ПРОЕКТАМ!
Ввод в эксплуатацию «NIBULON MAX» – знаковое событие для украинского судостроения. Это судно не только крупнейшее из судов «НИБУЛОНа», оно еще и самое длинное изо всех крановых судов класса «река-море», построенных в Украине за последние 25 лет. Как и все суда компании, оно будет работать под украинским флагом.
Гости праздника были очарованы зрелищем нового судна, окрашенного в радующие глаз цвета «голубая атмосфера» и «зеленая пастель». Изяществом линий, да ещё и с такой окраской оно больше напоминает круизный лайнер, нежели «рабочую лошадку» для перевалки грузов.
Перед трибуной у достроечной набережной собрались тысячи людей, пришедшие посетить выставку, поучаствовать в форуме, да и просто увидеть анонсированное водное шоу. Первым слово для приветствия организаторы предоставили новому главе Николаевской облгосадминистрации Александру Стаднику, который только накануне вступил в должность.
– Каждый из вас, дорогие николаевцы, имеет отношение к этому важному событию, к этому результату, – сказал он. – Я хочу поблагодарить руководителя и основателя предприятия Героя Украины Алексея Вадатурского за новые рабочие места, а главное – за то, что в Украине начала возрождаться отрасль, которая прежде остановилась.
Коллектив «НИБУЛОНа» и гостей праздника приветствовала председатель Николаевского областного совета Виктория Москаленко. Бессменному генеральному директору компании Алексею Вадатурскому она вручила высшую награду Николаевской области – почетный знак «За заслуги перед Николаевщиной» I степени.
– «НИБУЛОН» работает во многих регионах Украины, в том числе и на Херсонщине, – отметил, обращаясь к собравшимся, глава Херсонской ОГА Юрий Гусев. – Когда «НИБУЛОН» приходит в регион, он становится драйвером позитивных трансформаций, заставляет лучше работать на благо людей и местную власть, и бизнес. Эта компания доказала, что Украина всегда была, есть и будет морской державой. А для наших регионов это особенно важно, ведь Николаевская и Херсонская области – морские ворота в Украину.
По признанию мэра Николаева Александра Сенкевича, сегодня нередко приходится слышать, что наш город утратил славу корабельной столицы. Нынешнее событие показало, что это не так, что николаевцы могут возродить украинское судостроение. «Пока другие что-то доказывают на словах, Алексей Вадатурский со своей командой просто берут и делают. Если каждый будет делать так, как они, наше государство просто обречено на успех. Спасибо всем международным партнерам, которые поверили в «НИБУЛОН» и помогли ему в реализации масштабных проектов», – сказал городской голова.
Глава представительства Европейского инвестиционного банка в Украине Жан-Эрик де Загон подчеркнул, что ему приятно работать с такой компанией как «НИБУЛОН», которая делает, казалось бы, невозможное: развивает экономику региона, является мощным работодателем, налогоплательщиком, обеспечивает до 10% украинского зернового экспорта и реализует уникальную программу развития судоходства на внутренних водных путях.
По убеждению инвестиционного офицера Международной финансовой корпорации в Украине Артема Зубков, «НИБУЛОН» дал импульс развитию целого ряда отраслей украинской экономики. А руководитель экономического департамента посольства Нидерландов Рини Бус напомнила, что была на «нибулоновской» верфи два года назад и видит, что предприятие выросло, освоило производство новых типов судов. «NIBULON MAX» – огромное событие для украинского судостроения, – отметила она. – Украине нужно больше таких предприятий, и пусть работа «НИБУЛОНа» станет примером для других». Выразил свое восхищение новым судном и экономический атташе посольства Испании Хайме Санчес.
Крестной матерью нового судна стала старший банкир департамента аграрного бизнеса Европейского банка реконструкции и развития в Украине Леся Кузьменко. Перед тем, как разбить о его борт бутылку с шампанским, она тоже обратилась к собравшимся. «Для меня присутствовать здесь – особая честь, я рада, что наш банк причастен к созданию этого судна, – призналась она. – Мы сотрудничаем с «НИБУЛОНом» десяток лет, наш первый кредит в 50 млн. долларов был пущен на возрождение судоходства по Днепру. А в 2017 году мы предоставили кредит на строительство этого судна. Уверена, что Алексей Вадатурский будет ставить новые цели и достигать их, а мы с удовольствием готовы поддержать его начинания».
С особым вниманием участники торжеств слушали генерального директора ООО СП «НИБУЛОН» Алексея Вадатурского.
– В николаевцах течет кровь корабелов, у нас нет семьи, где кто-то из близких и родственников не работал бы в судостроении, – сказал он. – Мы построили уникальное судно, и я уверен, что наши гости из разных уголков Украины и других стран разделяют со мной и семитысячным коллективом компании общую радость. Семь лет назад, когда мы купили эту площадку, здесь, по сути, не было судостроения, а устаревшая технологическая база позволяла спускать суда до 70 метров. Мало кто верил, что мы сможем за год построить такое судно как «NIBULON MAX». Я дал людям веру, сумел организовать работу, сделать так, чтобы мы добились поставленной цели и за год построили прекрасное судно. Мы, николаевцы, трудолюбивые люди, и наш коллектив доказал это!
А.Вадатурский рассказал о подразделениях без малого тысячного коллектива ССЗ «НИБУЛОН», работавших над строительством судна. Так, под руководством Ларисы Авраменко производилась окраска корпуса и внутренних помещений, для чего было использовано более 70 тонн лакокрасочной продукции, а общая площадь окрашенных поверхностей составила 50 гектаров. Электрики под руководством Олега Величко проложили 150 километров кабелей, что больше расстояния от Николаева до Одессы. Подразделение Константина Карпухина, которое первым перешло на аккордно-премиальную систему оплаты труда, порезало около 7 тыс. тонн металла (больше ста железнодорожных вагонов!), из которого изготовили 90 тыс. деталей. А при их сварке выполнили 450 километров сварных швов – примерно как расстояние от Николаева до Киева. Под руководством Олега Федирченко смонтировали 15 километров трубопроводов, команда Олега Данича выполняла сложные токарные работы, а общий контроль хода строительства осуществлял заместитель директора завода Владимир Жмур.
По словам А.Вадатурского, его коллектив делает всё, чтобы Украина была полноценной морской державой. Сейчас флот компании «НИБУЛОН» – самый большой и современный в стране. Он строится в Украине из украинского металла руками украинцев, укомплектован украинскими экипажами и ходит под украинским флагом.
После доклада директора завода Дмитрия Горбенко о готовности «NIBULON MAX» к началу эксплуатации, крестная мать судна по традиции разбила о его борт бутылку шампанского. Исполинский перегружатель дал свой первый «официальный» гудок, извещающий о выходе из акватории завода. В это же время над головами собравшихся на обруче, прикрепленном, к крюку заводского крана, взмыла вверх грациозная воздушная гимнастка, выполняющая невероятные трюки, а вдоль трибуны промаршировал оркестр барабанщиц.
Завершая один проект, на «НИБУЛОНе» сразу приступают к следующему. Так было и на этот раз. Почетные гости приняли участие в закладке портового буксира проекта Т410 и несамоходного судна проекта B1500, которые будут построены для перевозок стройматериалов по Южному Бугу. В целом производственная программа на 2019-2022 гг. предусматривает строительство десяти несамоходных судов разных проектов, двух буксиров, нефтеналивного судна и рейдового катера.
Затем всех пригласили на зрелищное водное шоу, представляющее всю мощь, разнообразие и возможности флота компании «НИБУЛОН». Для удобства зрителей были построены трибуны прямо на берегу Бугского лимана. Во время шоу буксиры-кантовщики «танцевали» вокруг своей оси и пускали стометровые струи воды из пожарных брандспойтов, буксиры-толкачи, словно борцы, поочередно оттесняли друг друга, одновременно поднимая и опуская рубки (конструктивная особенность этого проекта). Зрители увидели плавкран и уникальный земснаряд, способный «долбить» любой донный грунт, даже гранит, перед ними промчались пассажирские катера на подводных крыльях. В рамках плановой боевой подготовки из вертолета прямо на воду десантировались водолазы-парашютисты подразделения Сил специальных операций и армейской авиации Сухопутных войск Вооруженных сил Украины, а затем с борта Ми-8 с помощью фала высадились на борт «нибулоновского» судна. Чуть позже с помощью того же фала они всей группой взмыли в воздух.
Кульминацией парада на воде стал выход в акваторию Бугского лимана судна «NIBULON MAX». С его борта запустили салют и цветные дымы, причудливо разукрасившие осеннее небо.
Два дня каждый желающий мог ознакомиться с флотом компании, подняться на борт судов и даже покататься на пассажирском судне. В отдельном павильоне работала выставка «Судостроение и водный транспорт 2019» с участием сотни иностранных и украинских предприятий, деятельность которых связана с морскими и речными перевозками, поставками судового оборудования, тренажерных центров, портов и терминалов, верфей, крюинговых компаний. Здесь присутствовали дипломаты, представители ведущих финансовых институтов, потенциальные инвесторы и ученые, специалисты морехозяйственного комплекса.
Мероприятие оказалось интересным и насыщенным, а «НИБУЛОН» в очередной раз на собственном примере доказал, что речное судоходство обладает огромным потенциалом и дает толчок для развития судостроения, логистики, металлургии, строительной индустрии страны. Именно в этой области найдется место достижениям человека труда: судостроителя, металлурга, строителя и всех тех, кто создает своими руками будущее страны.
Станислав Козлов.
Фото ООО СП «НИБУЛОН».