Февраль лежал в дремотной неге… Исторический обзор

9:06

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

февраль

«Февраль – месяц ветров» – гласит народная пословица. Вьюги, которым так и не суждено было стать снежными, мчатся по городским улицам, залетают в окна домов и застревают в голых ветвях сухих акаций и высоких тополей. И всё же ветер уже пахнет весной. Каким же был этот предвесенний месяц в истории нашего города?

Знали ли вы, что в нашем городе изготовляли трамваи? В начале века в вагонном цехе завода «Наваль» (ныне – ЧСЗ) был налажен выпуск прицепных трамвайных вагонов, которые, по сравнению с моторными вагонами, были намного проще в изготовлении. 11 таких вагонов отправились в Саратов в 1911 году. В феврале 1924 г. на заводе им. А. Марти (прежде – «Наваль») после длительного перерыва возобновил свою работу вагонный цех. А уже 15 января 1925 г. на общезаводской конференции директор Степанов сообщил о поступившем заказе из Екатеринослава на 75 трамвайных вагонов. В связи с этим завод развернул подготовку производства трамваев.
Спустя год, в феврале 1926 г., на заводе работала комиссия по утверждению чертежей будущих трамваев. Об этом свидетельствует дело «О постройке трамвайных вагонов для управления киевского трамвая», которое хранится в Государственном архиве Николаевской области. Николаевские трамваи делали двухосными, на нюренбергских тележках, с опускающимися боковыми окнами и остекленными накопительными площадками. Отличительной особенностью наших трамваев стало отсутствие фонаря на крыше и наружная обшивка листовым железом. Всего же в Николаеве было построено 155 трамвайных вагонов: 11 – в дореволюционные годы, 104 – в 1926-27 годах и ещё 40 – в 1933-34 годах.
В феврале 1907 года в Николаеве открылось отделение всеукраинского общества «Просвита» под руководством Николая Аркаса. Расположилось оно в здании Императорского русского технического общества. Там же находилась и библиотека общества. История этого здания, что до сих пор существует и находится на улице Шевченко, 64, очень интересна. В начале ХХ века некоторые залы в нём сдавались танцмейстеру С.Шапиро, дававшему «специальные курсы мазурки». Здесь же, только в верхнем помещении, начал действовать «Электро-биограф» А. Боярского – первый в городе стационарный кинотеатр. В этом же здании проводил свои собрания музыкальный литературно-артистический кружок, одним из организаторов которого был городской голова Николаева и основатель зоопарка Николай Павлович Леонтович.
Важное событие для нашего портового города состоялось в феврале 1891 года. Тогда стартовали работы по строительству элеватора на набережной Коммерческого порта между спусками улиц Мещанской и Садовой. Первый корпус зернохранилища был окончен в ноябре 1892 года, второй, временно приостановленный постройкой – в марте 1893 года. Открытие первого корпуса последовало 10 февраля 1893 года. К концу XIX века основным видом экспортируемого товара для Николаевского порта стали зерновые культуры. Николаевский порт занимал третье место после Петербурга и Одессы по объёму торговли с иностранными государствами, а по экспорту зерна – и вовсе лидировал. В десятилетие с 1902 по 1911 гг. из элеватора было отгружено 13,7% от общего вывоза хлеба из Российской империи.
В феврале этого года исполняется 100 лет с начала строительства железной дороги Николаев-Херсон. Более 30 лет шла бюрократическая переписка о продлении железной дороги от Николаева до Херсона. Существование одной магистрали было недостаточным для обеспечения возрастающих товарных перевозок в Николаев. 11 февраля 1894 года строительство линии официально началось. Строительство дороги длилось более двух лет, было много проблем. Особую сложность представляла постройка двух мостов и комплекса дополнительных сооружений и служб.
Первый же паровозный гудок прозвучал в Херсоне лишь 2 августа 1907 года. Дорога была протяжённостью 62 километра и обошлась царской казне в 4 миллиона рублей. Первый поезд, прибывший в Херсон из Николаева, был служебным. Он перевозил комиссию, инспектировавшую строительство на его завершающем этапе. Официальное же открытие регулярного товарно-пассажирского движения поездов на линии Николаев – Херсон состоялось 16 октября 1907 года.
16 февраля 1830 года родился известный писатель, гласный Николаевской городской думы, а также автор первого исследования истории Николаева «Исторический очерк столетнего существования города Николаева при устье Ингула (1790-1890)» Григорий Николаевич Ге. По его инициативе в 1881 году была организована общественная библиотека (ныне областная научная библиотека им. А. Гмырева). Ге удалось провести решение о введении полукопеечного сбора с каждого пуда товаров, ввозимых в Николаев: деньги от нового налога должны были пойти на замощение улиц. Очерк, написанный по поручению Николаевской городской думы к празднованию юбилея Николаева по материалам из городского архива, считается одним из наиболее ценных исследований об истории нашего города.
В феврале родился и ещё один выдающийся человек. 4 февраля 1936 года в п. Николаевка, Николаевской области родился известный исследователь древнегреческих и скифских поселений на территории Николаевской области, поэт Борис Николаевич Мозолевский. Его имя известно всем ещё из школьных учебников, ведь именно Мозолевский нашел золотую пектораль в кургане Толстая могила.
В феврале солнце всё чаще начинает радовать нас своим присутствием. Дни становятся длиннее, пробивается смелая, но ещё нежная трава, а под землёй начинают просыпаться первые цветы. Природа, равно, как и городские жители, постепенно пробуждается от зимней спячки. Прохожие всё чаще отрывают глаза от земли. Аркасовские львы смотрят уже не так угрюмо. И в целом все, хоть и не признаваясь в этом друг другу, предвкушают приход долгожданной южной весны.
Елизавета Безушко.