Елена Кураса: Жизнь под высоким «напряжением»

13:29

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

Елена Кураса, проблема, пенсионерка, напряжение, Николаевоблэнерго, Николаев

Когда пенсионерка Валентина Павловна Новикова переехала в «жилкоповскую» квартиру на ул. Московской, 73, та ей понравилась. Пришлись по вкусу и дворик, и соседи. Ни сном ни духом она не ведала, что спустя несколько лет жизнь в этом доме станет для нее невыносимой. И дело не в том, что с некоторыми соседями отношения испортились, как она рассказывает, – газета не суд, админштрафы не выписывает, знаем, что у каждого – своя правда, и слово одной стороны приравнено к слову другой. А в том, что коммунальные службы проявляют порой черствость и равнодушие.

Проблемы 74-летней пенсионерки начались года два назад, когда вода из крана стала бить током. В буквальном смысле! И значительно обострились после того, как электросчетчик из ее квартиры, а равно и из остальных 39-ти квартир, специалисты АО «Николаевоблэнерго» перенесли наружу. Их разместили в трех металлических коробах во дворе. Для чего такие затраты? Наверное, для того, чтобы контролерам проще было снимать показания, а жильцам сложнее «отматывать» киловатты — в этом представители компании, как известно, подозревают всех и каждого в отдельности. Желание понятное, только вот в многоквартирных домах, не общежитиях, где по 100 и более квартир, этого обычно никто не делает. А обойти пятиэтажку по лестницам без лифтов, кажется, намного труднее, нежели вторые этажи «жилкопов». Отнесем этот шаг к первой странности.

Вторая: сразу же после этого в жилище Валентины Павловны начали выходить из строя электроприборы. Стиральная машина, микроволновка, блоки питания, розетки, провода (на момент нашей беседы имел место сгоревший (!) дверной электрический звонок). Даже зарядное устройство к телефону – и то приказало долго жить. Кроме того, ее маленький телевизор марки «Томсон» периодически стал показывать с сильными помехами. Не всегда, но какую-то зависимость этого от работ, производимых одним из соседей и, вероятно, связанных с использованием электричества, она усматривает. Видео этих помех, записанное на телефон, Валентина Павловна продемонстрировала. Да, действительно, смотреть любимые передачи с такими полосами затруднительно.

Стиралка «горела» не единожды, ремонт ее вытащил из пенсионерского бюджета в целом около 2400 грн. На ремонт микроволновки со своей пенсии она еще не собрала, хоть и старается подрабатывать то уборкой листвы, то уборкой офисов. Немало средств ушло на замену внутренней проводки, когда приглашенные — не за бесплатно, разумеется, — электрики ей это посоветовали. Хотя они же сказали, что и старая проводка была в порядке… Часто в одной-единственной ее квартире «выбивало» свет, и тогда Валентина Новикова приобрела ключ от короба со счетчиками и рычагами предохранителей. За 80 грн. А не так давно работник облэнерго и вовсе заменил предохранитель (75 грн.). Лучше от этого не стало, напряжение в сети скакать не перестало. Причем, по закону подлости, происходит это в отсутствие проверяющих, коих Валентина Павловна приглашает с завидной регулярностью (допускаю, что в облэнерго она стала уже известной личностью).

Очередной специалист-электрик посоветовал ей обратиться к коллегам из облэнерго для того, чтобы те распломбировали счетчик, тогда он сможет «поджать» нулевую фазу. Она рассказывает, что сотрудник облэнерго пришел, сделал свое дело, сказал, что с «нулем» он разобрался сам, запломбировал счетчик и ушел, оставив ей квитанцию на оплату порядка 100 грн. Надо ли говорить о том, что изменений к лучшему в жизни пенсионерки не произошло?

«Стараюсь лишний раз не включать электроприборы, когда включаю стиральную машину – отключаю холодильник, — говорит она. — Во время отопительного сезона стабилизаторы, которых имеется несколько, даже не включались, не набирая мощности. Я нахожусь в постоянном стрессе, — жалуется пенсионерка. — Если бы неполадки происходили на общей линии, тогда понятно. А так страдаю одна я. Думаю, что происходит хищение электроэнергии кем-то из соседей. Один из специалистов облэнерго, не знаю уж, какой по счету, заявил, что мигание телевизора происходит от… «дрожания стен». У меня одной они «дрожат»? Нонсенс».

И она стала писать жалобы руководству АО «Николаевоблэнерго»… Валентина Павловна признается, что ей уже стыдно обращаться в канцелярию компании, сотрудники которой всегда стараются помочь ей советами – все-таки она их коллега, работала в свое время на секретарских должностях в театре им. Чкалова, обкоме комсомола. Вообще она всю жизнь трудилась на нескольких работах – приходилось одной поднимать сына.

«Крик души» она направила даже… в полицию. И в правительственный контактный центр, который переадресовал жалобу областным властям. Ей ответили из управления ЖКХ облгосадминистрации. Вкратце ответ таков: с воздушными сетями, питающими дом, все в порядке, а для того, чтобы осуществлять проверки в квартирах, у АО «Николаевоблэнерго» нет правовых оснований. Порекомендовали пенсионерке обратиться в компанию, которая обслуживает дом. «Одновременно в департамент ЖКХ горсовета направлено обращение по поводу содействия в проверке внутридомовой проводки и проводки в вашей квартире». Так как ОГА «лишена полномочий на вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования и судов», Новиковой посоветовали обратиться в региональный сектор НКРЭКУ или в суд.

Но она решила обратиться в Офис Президента, настолько допекла ее ситуация и постоянные расходы, с ней связанные.

Да и вряд ли пенсионерский бюджет выдержит еще и судебные издержки. Ведь Валентина Павловна даже не считает для себя возможным получать от государства, кроме маленькой пенсии, еще и субсидию. Она лишь надеется на справедливость и понимание, на которые вправе рассчитывать простые в прошлом труженики. Такой у нее характер.

P.S. Когда уже верстался номер, Валентине Новиковой пришел очередной ответ из облгосадминистрации: все проверки проведены, все в порядке. Вот только цифры ее платежей за электроэнергию, начиная с 2019 года и по сей день, приведенные в выписке, сильно разнятся. В 2019-м, до начала всей этой истории, в месяц она оплачивала чуть больше 90 кВт, а спустя два года — на 30-40 кВт больше. Причем даже в те месяцы, когда ее немудреная бытовая техника ожидала ремонта. Мистика?

Елена Кураса.
Фото автора.