Деньги на содержание пенсионеров хотят высчитывать из наследства

16:53

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

Деньги на содержание пенсионеров, новости, Украина, деньги, пенсионеры, Пенсионный фонд, ПФУ, финансы, пенсионная система

Пенсионный фонд Украины сообщил на своем сайте, что в первом квартале дефицит фонда составлял 7,5 млрд грн : доходы — 116,6 млрд, расходы — 124,1 млрд. Более трети средств, поступивших в фонд в феврале, были взяты из госбюджета.

В идеале деньги в Пенсионный фонд платят работающие граждане: за счет выплачиваемого ими единого социального взноса (ЕСВ) мы удерживаем своих пенсионеров. Однако в первом квартале 2021 года доход от ЕСВ составил 66,2 млрд грн, или на 3,3 млрд меньше ожидаемого.

Три пенсионных системы

За этими цифрами стоит очевидный вывод: солидарная пенсионная система давно на грани краха. Впрочем, это ни для кого не новость: еще в 2004 году в Украине был принят Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Согласно ему пенсионная система Украины должна состоять из трех уровней. Первый — старая добрая солидарная система, когда работающие содержат пенсионеров за счет ЕСВ. Эта система, как видим, работает так себе. Для этого есть две основные причины. Первая — «черная» экономика, зарплаты «в конвертах», из которых никто никому ЕСВ не платит. Вторая причина — демографическая: нация стареет, и вскоре одному работающему придется содержать нескольких пенсионеров.

В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» с 1 января 2019 года параллельно с солидарной запускается накопительная пенсионная система, когда работодатель и работник дополнительно к ЕСВ делают взносы в накопительный фонд или в негосударственные пенсионные фонды. Эти деньги пускают в оборот, и для будущего пенсионера это фактически инвестиции, которые не только накапливаются, но и дают доход.

Наконец, третий уровень — это система добровольных взносов в негосударственные пенсионные фонды или страховые компании. Грубо говоря, каждый выбирает себе «копилку», куда откладывает деньги «на старость», но в отличие от денег, собранных под матрас, они работают и приносят дивиденды.

Однако все эти умные и логичные вещи, видимо, хорошо работают в странах, где экономика устойчива, законы соблюдаются неукоснительно, банки и фонды не банкротятся, поэтому выгоднее работать по правилам, а не идти в «тень».

А тут еще случилась пандемия коронавируса: малый и средний бизнес, который и так чувствует себя не очень уютно, убивают бессмысленными и нелепыми карантинными мероприятиями. Вот отсюда и получается недобор в три с лишним миллиарда. Каждый удар по потенциальным плательщикам единого социального взноса — это, по сути, удар по пенсионерам.

Стратегически мыслящие люди задумались бы о причинах финансового отставания в Пенсионном фонде. Но у нас в правительстве работают не стратеги, а в лучшем случае тактики, в худшем — популисты. Поэтому Минсоцполитики с завидным упорством пытается протащить в Раду законопроект, согласно которому обязанность содержать пенсионеров, нуждающихся в уходе, целиком ляжет на плечи родственников.

Необходимость содержать пенсионера определяет суд

Предлагаемый министерством законопроект «О защите имущественных прав отдельных категорий лиц и возмещения расходов на уход за такими лицами» уже выносился на обсуждение в октябре-ноябре прошлого года, и вот теперь, в апреле, его снова выложили на министерском сайте все с той же целью — обсудить.

В принципе в Семейном кодексе Украины есть статья 202, в которой сказано, что совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей, нуждающихся в материальной помощи. Есть два обязательных основания для алиментов: нетрудоспособность и то, что матери или отцу помощь необходима. Алименты могут назначить в твердой сумме или как часть заработка, но в каждом конкретном случае это решает суд.

Известно о таком показательном случае: отец оставил сына в детстве, а затем – дом престарелых, где он в итоге оказался, попытался потребовать у сына кругленькую сумму. Но суд постановил, что удерживать четверть зарплаты с сына, который содержит семью, было бы неправильно.

Через суд снять с себя бремя заботы о родителях можно, если родители в свое время сами не платили алиментов, и возникла непогашенная задолженность, общий размер которой превышает сумму платежей за три года. Семейный кодекс объясняет, что в исключительных случаях суд все же может дать распоряжение о выплате сыном или дочерью алиментов на родителей, но на срок не более трех лет.

Что у нас есть сегодня? В постановлении пленума Верховного суда от 15 мая 2006 года «О применении судами отдельных норм Семейного кодекса Украины при рассмотрении дел об отцовстве, материнстве и взыскании алиментов» сказано, что обязательство содержать родителей — не абсолютное. Необходимы три условия, чтобы такое обязательство возникло. Первое — кровное или юридическое родство родителей и детей. Второе условие — нетрудоспособность родителей и третье — потребность в материальной помощи. Если отсутствует хотя бы одно из этих условий, то обязанности содержать родителей не возникает.

Однако в министерском законопроекте эти условия, и так достаточно жесткие, усилены еще больше.

А будут отказываться — лишим наследства!

Открываем законопроект «О защите имущественных прав отдельных категорий лиц и возмещении расходов на уход за такими лицами». Главная идея: дети обязаны компенсировать расходы государства, если отец или мать окажутся в государственном доме для престарелых. Кроме того, любые виды социальных услуг пожилым людям тоже должны оплачивать дети.

А гарантией станет… наследство: если наследники не оплатят содержание своих престарелых родственников, государственное учреждение сможет обратиться в суд, чтобы вычесть из наследства сумму, потраченную за три года на содержание пожилого человека: «Наследники обязаны возместить разумные расходы, которые были сделаны одним из них или другим лицом (физическим или юридическим), на содержание, уход, лечение и погребение (в случае его организации и обеспечения такими лицами) наследодателя».

В случае отказа можно и вовсе лишиться наследства. Предлагаемые изменения в Гражданский кодекс звучат так: «По решению суда лицо может быть отстранено от права на наследование по закону, если будет установлено, что оно уклонялось от определенной законом обязанности по содержанию наследодателя и осуществления ухода за ним, и при этом также будет установлено, что наследодатель находился на полном государственном обеспечении и получал такой уход в учреждении/заведении государственной или коммунальной формы собственности, предоставляющем социальные услуги по уходу».

В законопроекте, впрочем, есть и кое-что хорошее. Например, там прописан очень жесткий контроль за опекунами недееспособных людей: опекуны фактически ничего не могут сделать с имуществом подопечного без разрешения органов опеки и попечительства. Это делается для того, чтобы защитить одиноких пожилых людей от потенциальных мошенников. Но это, пожалуй, единственный плюс.