Что не так с новыми тарифами?

17:56

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

коммунальные тарифы ,оплата, коммуналка, услуги, ЖКХ, ЖКУ, новости, Украина, Шмыгаль, тарифы, вода, горячая, газ, водоснабжение, водоотведение, канализация, отопление, тепловая энергия, теплоснабжение, деньги, стоимость, финансы, цена

В Украине существенно выросли тарифы на коммунальные услуги. Многим николаевцам уже пришли “платежки” с новыми суммами. Возмущенные жители собираются на митинги и акции протеста, требуя вернуть “справедливые тарифы”.

Цифры в “платежке”

Первая претензия людей — рост цен на газ и его доставку. Минимальная цена газа в январе 2021 года выросла до 6,99 грн за кубометр, однако большинство поставщиков продают газ населению отнюдь не по минимальной цене. Тариф же за доставку в Николаевской области поднялся до 2,34 грн за куб. м в месяц.
Возьмем, к примеру, “платежку” одной из николаевских квартир. В ней указан поставщик — “Николаевгаз Сбыт”, продающий газ по цене 8,94 грн за куб.м. В итоге, за декабрь 2020 года жильцы указанной квартиры должны уплатить за газ 1759,16 грн. За доставку они должны “Николаевгазу” совсем “скромную” сумму – 279,96 грн. И это — без всяческих льгот и субсидий.
Если бы такую платежную ведомость получил пенсионер с минимальной пенсией (с января она выросла и составляет 2400 грн), то ему бы пришлось отдать только за газ 2039,12 грн – большую часть пенсии.
А еще же есть вода и электроэнергия, не говоря об отоплении. Хотя, конечно, Кабмин временно вернулся к госрегулированию цен на газ и установил верхний предел, однако – только с февраля, и за январь украинцам придется заплатить по максимуму.
Вернемся к “платежке”. Вода и водоотведение в Николаеве – это парафия “Николаевводоканала”, который за свои услуги требовал от горожан 25,79 грн за кубический метр. В указанной нами платежной ведомости общая сумма за водоснабжение и водоотведение составляет 251,66 грн. А уже за январь цена возрастет еще больше, поскольку тариф на услуги водоканала тоже увеличен.
Ситуация с электричеством пока не настолько печальная, но и это до того, как придет время платить по январским счетам. До 1 января в Украине действовала скидка на потребление электроэнергии до 100 КВт/ч. Все, что свыше – оплачивалось по тарифу 1,68 грн за КВт. С января скидку отменили и теперь вся потребленная энергия стоит 1,68 грн за КВт. У многих, в том числе пенсионеров, пропала возможность сэкономить.
В пресловутой “платежке” указана сумма 152,0 грн за потребленную электроэнергию. И это — пока льготный тариф еще действовал.
Произведя нехитрые подсчеты, определим, что общая сумма платежа — 2443,48 грн. И остается только надеяться, что в указанной квартире живет не пенсионер, а кто-то более обеспеченный и способный безболезненно выложить такую сумму.

Мнение экспертов – если и повышать, то не так

Послушаем, что говорят по этому поводу эксперты. Рассмотрим этот вопрос на примере тарифа на электроэнергию. К слову, эти тарифы в Украине не повышались с 2017 года. В целом, не меняются и сейчас – однако две группы потребителей потеряли ощутимую скидку.
Энергетический эксперт, глава Всеукраинского агентства инвестиций и устойчивого развития Юлия Усенко обращает внимание на то, что решение по тарифам не было неожиданным: планы повышать озвучивались давно, ведь Украина начала переход на рыночные правила в формировании тарифов три года назад. Но является ли 1,68 грн. за КВт/ч (цена после ликвидации льгот) – рыночной ценой?

– Этот вопрос следует задать правительству и регулятору, – говорит Юлия Усенко. – Способ, которым повысили тариф, странный, – считает она.

Поднятие цен должно быть основано на подсчетах. Кабмин отменил постановление о льготных тарифах, но никаких обоснований этого не озвучил.

Льгота была отменена для:

  • пользователей, потребивших до 100 кВт в месяц, или до 3000 кВт, если в доме электроотопление;
  • жителей 30-километровых зон вокруг АЭС.

Первая категория платила за киловатт 90 коп. – а теперь заплатит 1,68 грн. Вторая потеряет 30% скидку. То есть, если пользователь этой категории с электрокотлом потреблял сверх 3000 кВт, то платил 1,12 грн. А если меньше (одна льгота накладывалась на другую) – то вообще 60 копеек.

Если тариф устанавливает Кабмин – это не рынок

Проблема в Украине не в размере тарифа, а в отсутствии стратегии повышения, считает эксперт по вопросам энергетики, бывший заместитель министра энергетики Украины Вадим Улида.

– До какого уровня надо их повышать? Кому их повышать? Все это выглядит хаотично. В Украине либерализирован рынок природного газа. Уже два года как работает рынок электроэнергии. Цены на тарифы должны определяться рынком. Это единственный подход, и цель реформы на рынке природного газа, электроэнергии и тепловой энергии. Если рынок определяет тарифы, то их не может устанавливать Кабмин. А цены могут расти или падать. Если мы посмотрим на ценообразование на рынках Европы, то увидим колебания цен в течение года на 50, а то и 100 процентов – в зависимости от спроса и предложения. Если Кабмин повышает тарифы административно, то есть это не рыночный механизм, и тогда должно быть обоснование: почему именно на такую величину, и самое главное – какая цель повышения тарифов? – комментирует Вадим Улида.

Эксперт не понимает, как государство планирует потратить полученные деньги. Ведь с населения собирают большие дополнительные суммы: ими залатают дыры компаниям-монополистам или направят на модернизацию инфраструктуры, что приведет к удешевлению электроэнергии за счет уменьшения потерь?

– Почему гривна шестьдесят восемь? – ставит вопрос Вадим Улида. – И потом, людям сначала сказали ставить электрокотлы, чтобы экономить на отоплении, а теперь – тихо отменяют льготы? Это выглядит хаотично и непоследовательно.

Логика повышения

Раньше идея повышения тарифов в Украине имела целью сравнять тарифы для промышленности и населения, так как нерыночный тариф для вторых дурно влияет на экономику – возникает перекрестное субсидирование, когда промышленность платит за население. Если бы план повышения был четким, считает Вадим Улида, можно было бы за счет небольшого (2-4% в год) поэтапного повышения создать фонд для финансирования модернизации в энергетике. Если же тариф повышается резко, обоснование – неизвестно, будут ли инвестиции – не поясняется, а перекрестное субсидирование так и остается, – то цель реформы не достигнута.
Если же резко перейти к рыночным тарифам, чтобы убрать перекрестное субсидирование одним махом, нужно вводить адресные дотации для уязвимых категорий, добавляет эксперт: «Это должна быть карточка, на которую государство перечисляет деньги. Человек сможет платить с карточки за электроэнергию».
Существуют европейские принципы реформирования ценообразования, добавляет Юлия Усенко – и в них как раз речь идет о механизме адресной защиты уязвимых потребителей.

– Кабмин должен был сначала определить категории этих уязвимых потребителей, – говорит эксперт. – А что касается повышения, регулятор должен был бы посчитать, какая цена – рыночная, а потом вместе с Кабмином принять решение, на каком уровне устанавливать цену, и внедрить поэтапный подход к повышению для населения.