Что мы узнали о Золотой пекторали за 50 лет: брачные кузнечики и загадочные жрецы

1:28

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

О Золотой пекторали, Золотая пектораль, скифы, история, археология, наука, исследование, ювелирное украшение, пектораль, символы, Толстая могила, археология, история,
Що ми дізналися про Золоту пектораль за останні 50 років: шлюбні коники та загадкові жерці

Связь с иранской мифологией

С 2014 года в Музее исторических драгоценностей Украины выставляют не оригинал пекторали, а гальванокопию. Настоящее украшение, отреставрированное и почищенное, вернут в экспозицию в конце июля, когда откроется масштабная выставка к 50-летию со дня находки.

 — Если не видел оригинал — разница незаметна, но некоторых мелких деталей на копии нет. Например, хвостом этой кобылы (указывает на фигуру животного внутреннего яруса слева) пробита маленькая дырочка, которая означает: она недавно родила жеребенка, — говорит Полидович. И сразу объясняет, почему это важно: — Мы к этому еще вернемся, но пример пекторали доказывает, что случайных деталей в древних произведениях искусства не существует. Каждый элемент обусловлен другими, поэтому все их надо рассматривать в совокупности. Только тогда становится понятной общая картина.

Еще один важный момент, связанный с интерпретацией, на который почву это положить: почти все ученые опираются на культуру ираноязычных народов и их мифологию.

 — Это не всегда однозначно воспринимается в обществе, потому что кажется: все, кто жил на территории Украины — украинцы или, как минимум, славяне. Это не так, потому что разные времена — разные народы. Можно сказать, что территория Украины — в известной степени прародина иранских народов, в конце II тысячелетия до н.э. из-за сильной засухи мигрировавших в Переднюю Азию, но на самом деле они отсюда. Заключение о языковой принадлежности скифов лингвисты сделали на основе анализа имен героев, богов, царей и терминов, известных по античным источникам, — объясняет ученый.

Пектораль не подписана, поэтому ее авторство неизвестно. Хочется, чтобы это были знаменитые имена, но ни одной зацепки у исследователей нет. Один неоспоримый факт — пектораль сделали греки. Скифы такими сложными технологиями не обладали. Эти народы имели различные мифы и веру, но у них было много общего.

Юрий Полидович

Как греческие мастера смогли воплотить столь глубинный скифский смысл? Это тоже останется загадкой. Но, как писал Геродот: «Скифы поклоняются Зевсу, Гере, Аполлону, просто называют их другими именами».

Как это сделано: десятки техник и сотни элементов

Пектораль создана с помощью десятков технологических операций. Каждый элемент внешнего и внутреннего яруса делался отдельно. Из воска вырезали фигурку, облепляли ее глиной и делали форму, в которой затем отливали деталь украшения.

Що ми дізналися про Золоту пектораль за останні 50 років: шлюбні коники та загадкові жерці

Структурно пектораль состоит из четырех трубок, имитирующих скрученные жгуты. Как они были сделаны, разгадали в 1991 году, когда украшение привезли на реставрацию в Германию и сделали рентгеновский снимок. Выяснилось, что жгуты — пустые внутри, то есть их делали вокруг какого-то основания. В центре они толще чем ближе к краю. Это создает оптическую иллюзию и задает определенный ритм.

Каждый из жгутов будто бы идет в противоположную сторону. Всю композицию пронизывает маятниковая симметрия, которая задает сюжетам пекторали движение и время. Когда это осознаешь, складывается общая картина.

Внешний ярус — сцена смерти и борьбы за жизнь

Центральная сцена нижнего яруса — двое грифонов, которые нападают на лошадь. Сюжет, будто по маятнику, повторяется трижды. Конь в центре — уже мертв. Его ноги вытянуты, а язык вывалился. Слева (по отношению к зрителю) конь только пал на задние ноги — смерть будто отступила на шаг, а справа конь грызет грифона за ногу, борясь за свою жизнь. Опять смерть за маятником отступает.

Слева и справа от грифонов — олень, которому пантера вцепилась в горло, кабан на которого еще будто нападают, но у него обреченно вытянутая задняя нога. Все эти животные — жертвы.

Следующий сюжет — заяц, который убегает от собаки, это уже другая направленность. Трактовать его можно по-разному, но, как писали древние греки: «Еще не родился тот пес, который бы догнал зайца».

Завершается ярус парой кузнечиков. Исследователи консультировались со специалистами-энтомологами, и те подтвердили, что это самец и самка — брачная пара. Итак, смерть отступает и переходит в свою противоположность. Древние люди приносили лошадей и других животных в жертву, чтобы что-то получить от богов, жертвенная смерть есть смерть ради новой жизни.

Що ми дізналися про Золоту пектораль за останні 50 років: шлюбні коники та загадкові жерці

Внутренний ярус — акт рождения или зачатия

Тот, кто делал пектораль, хотел показать: верхний ярус насыщен жизнью. И это ключ к пониманию замысла, который раскрывается в каждом элементе.

Видите, кобылу, которая родила? С противоположной стороны на штифт прицеплено маленькое вымя — нам его не видно, но мастеру важно было показать — оно полно молока. Нога поднята специально, чтобы акцентировать — это та, кто родила.

Що ми дізналися про Золоту пектораль за останні 50 років: шлюбні коники та загадкові жерці
Фрагмент обратной стороны пекторали

Здесь тоже чувствуется движение времени. Справа мы видим жеребенка, который только что родился, а с другой стороны — он уже пьет молоко. Так же с теленком и козленком. С одной стороны у козленка только рожки появились, а с противоположной — козленок изображен также с поднятой ногой, чтобы показать, что у него появились половые органы, и он не нуждается в матери. Все это не происходит одномоментно. В природе в одном стаде не могут быть детеныши столь разного возраста.

Завершается ярус двумя птичками. Одна из них — утка, другая, как пришли к выводу ученые, — обобщенный образ хищника. Они слетаются навстречу друг другу, и это намек на встречу. Это обозначение того, как жизнь переходит в смерть.

Если исходить из общей концепции пекторали, то на центральной сцене должен быть тот, кто должен появиться на свет. Символика плодородия одежды из овечьей шкуры давно известна. Ведь даже у украинцев когда-то было принято в первую брачную ночь сено для невест накрывать кожухами. На пекторали видим два горита — два деревянных чехла с луком и стрелами. Древние греки писали: «Вешал скиф [горит], когда заходил к своей жене в кибитку».

Кто же тогда двое мужчин, которые держат овечью шкуру? При увеличении видно, что они отличаются по возрасту и прическами. Исследовательница скифской одежды Любовь Клочко, которая работает в Музее исторических драгоценностей Украины, отметила, что еще у них разный покрой штанов. Версий относительно интерпретаций центральной сцены много. Обратите внимание, если на нижнем (внешнем) ярусе в центре царит смерть, то тут должен быть апофеоз жизни — на свет появляется тот, кто получит власть.

Що ми дізналися про Золоту пектораль за останні 50 років: шлюбні коники та загадкові жерці
Если это символическое воспроизведение акта рождения или зачатия, кто об этом должен заботиться? Боги.

 — И ко мне пришла догадка, что это могут быть — бог войны, которого древние иранцы называли Веретрагной, а греки — Аресом, а также бог согласия Митра, — говорит Полидович.

Веретрагна — это не просто тот, кто разжигает войны, а тот, кто наделяет судьбой победителя, того, кто ему поклоняется. Если Арес отвечает за движение, то Митра — за космическую гармонию мира. Кто нарушает порядок, становится врагом бога войны. Вместе они создают гармонию и борются против хаоса.

В подтверждение этой теории работают мелко воспроизведенные сцены борьбы с чудовищем, которые есть на обоих горитах. В них заложена идея рождения будущего царя — победителя над хаосом.

Средний ярус как символ вечности

К сожалению, не все детали растительного орнамента сохранились, поэтому первоначальная идея воспринимается нами не до конца. На самом деле, это единственный куст, который вырастает из одного корня и расходится в разные стороны. В этом выражается идея мифологического образа о мировом дереве. Цветы это подчеркивают, а спираль — символ вечного движения жизни.

Що ми дізналися про Золоту пектораль за останні 50 років: шлюбні коники та загадкові жерці

Последний элемент яруса — птички.

 — На мой взгляд, они являются хранителями растения, потому что никто не должен потревожить дерево, — говорит Полидович.

Две птички расположены симметрично горитам, еще одна — чистит перышки, четвертая — отдыхает, пятая — пьет нектар. Если включить маятниковую теорию — это одна и та же птица. Но в разные моменты времени. Это лишь одна из догадок. Другая версия — четыре птички символизируют четыре стороны света, а пятая — центральная ось.

Магическая вещь на шее властителя

Технологически застежки на пекторали — новое изобретение и один из немногих примеров того времени, когда в украшении используется шарнирное соединение, на котором держатся наконечники. На них мы видим плетенки и растительные орнаменты. Они типичны для античного мира. И эти образы львов-хищников, которые стоят на страже, чтобы мир жизни не совмещался с миром смерти.

Есть еще один момент, о котором нельзя забывать — это магическая вещь. Чтобы она заработала — ее надо одеть на шею властителя. Ради этого все и сделано — показать, что он незаурядного происхождения — у него есть родство с героями прошлого, его появление предрекали боги и ради его рождения были принесены достаточные жертвы. Для того, чтобы его правление было удачным, и он провел счастливую жизнь. И, соответственно, вместе с ним, чтобы все были счастливы. Не ради одного человека, а ради всех.

Если перефразировать одного французского исследователя: «Не знаю, или я скифов настолько хорошо понял, или это я скифам навязываю свои мысли и говорю вместо них». Это высказывание справедливо в отношении любой интерпретации. Но то, как на пекторали связана каждая деталь — и все вместе дает гармоничное объяснение, вдохновляет на идею, что, возможно, так оно и было.

В археологии, как и в любой серьезной науке, нет авторитетов, которым нельзя перечить. Все время появляются новые знания и открытия о Золотой пекторали из Толстой могилы. Пройдет еще 50 лет и, возможно, ученые будущего будут совсем иначе трактовать феноменальное произведение ювелирного искусства.