Что мы узнали о Золотой пекторали за 50 лет: брачные кузнечики и загадочные жрецы

11:41

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

50 лет назад, летом 1971 года, в скифском кургане Толстая могила на Днепропетровщине нашли нагрудное украшение скифского царя — Золотую пектораль. С тех пор ученые предлагали трактовки редкой находке. Кто-то говорил, что сюжеты пекторали — только бытовые сцены, которые не несут сакрального смысла. Другие настаивали, что тайна пекторали имеет практическое значение — в ней зашифровали карту, что указывает на тайник с золотом скифов. «Суспільне» предлагает исследование ученого-археолога, подводящее итог пятидесятилетнему исследованию знаменитой пекторали.

Юрий Полидович — археолог, кандидат исторических наук, ведущий сотрудник Музея исторических драгоценностей Украины, в своем исследовании сделал открытие и подытожил работы четырех поколений исследователей, начиная с Бориса Мозолевского, научного руководителя экспедиции, во время которой нашли пектораль. Для сайта «Суспільне.Культура» ученый рассказал, почему современные историки осмысливают пектораль с точки зрения ираноязычных народов и что означают орнаменты и сюжеты каждого из трех ярусов.
СВЯЗЬ С ИРАНСКОЙ
МИФОЛОГИЕЙ
С 2014 года в Музее исторических драгоценностей Украины выставляют не оригинал пекторали, а гальванокопию. Настоящее украшение, отреставрированное и почищенное, вернут в экспозицию в конце июля, когда откроется масштабная выставка к 50-летию со дня находки.
– Если не видел оригинал – разница незаметна, но некоторых мелких деталей на копии нет. Например, хвостом этой кобылы (указывает на фигуру животного внутреннего яруса слева) пробита маленькая дырочка, которая означает: она недавно родила жеребенка, – говорит Полидович. И сразу объясняет, почему это важно: – Мы к этому еще вернемся, но пример пекторали доказывает, что случайных деталей в древних произведениях искусства не существует. Каждый элемент обусловлен другими, поэтому все их надо рассматривать в совокупности. Только тогда становится понятной общая картина.
Еще один важный момент, связанный с интерпретацией, на какую почву это положить: почти все ученые опираются на культуру ираноязычных народов и их мифологию.
– Это не всегда однозначно воспринимается в обществе, потому что кажется: все, кто жил на территории Украины – украинцы или, как минимум, славяне. Это не так, потому что разные времена – разные народы. Можно сказать, что территория Украины – в известной степени прародина иранских народов, в конце II тысячелетия до н.э. из-за сильной засухи мигрировавших в Переднюю Азию, но на самом деле они отсюда. Заключение о языковой принадлежности скифов лингвисты сделали на основе анализа имен героев, богов, царей и терминов, известных по античным источникам, – объясняет ученый.
Пектораль не подписана, поэтому ее авторство неизвестно. Хочется, чтобы это были знаменитые имена, но ни одной зацепки у исследователей нет. Один неоспоримый факт – пектораль сделали греки. Скифы такими сложными технологиями не обладали. Эти народы имели различные мифы и веру, но у них было много общего.
Как греческие мастера смогли воплотить столь глубинный скифский смысл? Это тоже останется загадкой. Но, как писал Геродот: «Скифы поклоняются Зевсу, Гере, Аполлону, просто называют их другими именами».
КАК ЭТО СДЕЛАНО:
ДЕСЯТКИ ТЕХНИК
И СОТНИ ЭЛЕМЕНТОВ
Пектораль создана с помощью десятков технологических операций. Каждый элемент внешнего и внутреннего яруса делался отдельно. Из воска вырезали фигурку, облепляли ее глиной и делали форму, в которой затем отливали деталь украшения.
Структурно пектораль состоит из четырех трубок, имитирующих скрученные жгуты. Как они были сделаны, разгадали в 1991 году, когда украшение привезли на реставрацию в Германию и сделали рентгеновский снимок. Выяснилось, что жгуты – пустые внутри, то есть их делали вокруг какого-то основания. В центре они толще, чем ближе к краю. Это создает оптическую иллюзию и задает определенный ритм.
Каждый из жгутов будто бы идет в противоположную сторону. Всю композицию пронизывает маятниковая симметрия, которая задает сюжетам пекторали движение и время. Когда это осознаешь, складывается общая картина.
ВНЕШНИЙ ЯРУС –
СЦЕНА СМЕРТИ
И БОРЬБЫ ЗА ЖИЗНЬ
Центральная сцена нижнего яруса – двое грифонов, которые нападают на лошадь. Сюжет, будто по маятнику, повторяется трижды. Конь в центре – уже мертв. Его ноги вытянуты, а язык вывалился. Слева (по отношению к зрителю) конь только пал на задние ноги – смерть будто отступила на шаг, а справа конь грызет грифона за ногу, борясь за свою жизнь. Опять смерть за маятником отступает.
Слева и справа от грифонов – олень, которому пантера вцепилась в горло, кабан, на которого еще будто нападают, но у него обреченно вытянутая задняя нога. Все эти животные – жертвы.
Следующий сюжет – заяц, который убегает от собаки, это уже другая направленность. Трактовать его можно по-разному, но, как писали древние греки: «Еще не родился тот пес, который бы догнал зайца».
Завершается ярус парой кузнечиков. Исследователи консультировались со специалистами-энтомологами, и те подтвердили, что это самец и самка – брачная пара. Итак, смерть отступает и переходит в свою противоположность. Древние люди приносили лошадей и других животных в жертву, чтобы что-то получить от богов, жертвенная смерть есть смерть ради новой жизни.
ВНУТРЕННИЙ ЯРУС –
АКТ РОЖДЕНИЯ ИЛИ ЗАЧАТИЯ
Тот, кто делал пектораль, хотел показать: верхний ярус насыщен жизнью. И это ключ к пониманию замысла, который раскрывается в каждом элементе.
Видите кобылу, которая родила? С противоположной стороны на штифт прицеплено маленькое вымя – нам его не видно, но мастеру важно было показать – оно полно молока. Нога поднята специально, чтобы акцентировать – это та, кто родила.
Здесь тоже чувствуется движение времени. Справа мы видим жеребенка, который только что родился, а с другой стороны – он уже пьет молоко. Так же с теленком и козленком. С одной стороны у козленка только рожки появились, а с противоположной – козленок изображен также с поднятой ногой, чтобы показать, что у него появились половые органы, и он не нуждается в матери. Все это не происходит одномоментно. В природе в одном стаде не могут быть детеныши столь разного возраста.
Завершается ярус двумя птичками. Одна из них – утка, другая, как пришли к выводу ученые, – обобщенный образ хищника. Они слетаются навстречу друг другу, и это намек на встречу. Это обозначение того, как жизнь переходит в смерть.
Если исходить из общей концепции пекторали, то на центральной сцене должен быть тот, кто должен появиться на свет. Символика плодородия одежды из овечьей шкуры давно известна. Ведь даже у украинцев когда-то было принято в первую брачную ночь сено для невест накрывать кожухами. На пекторали видим два горита – два деревянных чехла с луком и стрелами. Древние греки писали: «Вешал скиф [горит], когда заходил к своей жене в кибитку».
Кто же тогда двое мужчин, которые держат овечью шкуру? При увеличении видно, что они отличаются по возрасту и прическами. Исследовательница скифской одежды Любовь Клочко, которая работает в Музее исторических драгоценностей Украины, отметила, что еще у них разный покрой штанов. Версий относительно интерпретаций центральной сцены много. Обратите внимание, если на нижнем (внешнем) ярусе в центре царит смерть, то тут должен быть апофеоз жизни – на свет появляется тот, кто получит власть.
– И ко мне пришла догадка, что это могут быть – бог войны, которого древние иранцы называли Веретрагной, а греки – Аресом, а также бог согласия Митра, – говорит Полидович.
Веретрагна – это не просто тот, кто разжигает войны, а тот, кто наделяет судьбой победителя того, кто ему поклоняется. Если Арес отвечает за движение, то Митра – за космическую гармонию мира. Кто нарушает порядок, становится врагом бога войны. Вместе они создают гармонию и борются против хаоса.
В подтверждение этой теории работают мелко воспроизведенные сцены борьбы с чудовищем, которые есть на обоих горитах. В них заложена идея рождения будущего царя – победителя над хаосом.
СРЕДНИЙ ЯРУС
КАК СИМВОЛ ВЕЧНОСТИ
К сожалению, не все детали растительного орнамента сохранились, поэтому первоначальная идея воспринимается нами не до конца. На самом деле, это единственный куст, который вырастает из одного корня и расходится в разные стороны. В этом выражается идея мифологического образа о мировом дереве. Цветы это подчеркивают, а спираль – символ вечного движения жизни.
Последний элемент яруса – птички.
– На мой взгляд, они являются хранителями растения, потому что никто не должен потревожить дерево, – говорит Полидович.
Две птички расположены симметрично горитам, еще одна – чистит перышки, четвертая – отдыхает, пятая – пьет нектар. Если включить маятниковую теорию – это одна и та же птица. Но в разные моменты времени. Это лишь одна из догадок. Другая версия – четыре птички символизируют четыре стороны света, а пятая – центральная ось.
МАГИЧЕСКАЯ ВЕЩЬ
НА ШЕЕ ВЛАСТИТЕЛЯ
Технологически застежки на пекторали – новое изобретение и один из немногих примеров того времени, когда в украшении используется шарнирное соединение, на котором держатся наконечники. На них мы видим плетенки и растительные орнаменты. Они типичны для античного мира. И эти образы львов-хищников, которые стоят на страже, чтобы мир жизни не совмещался с миром смерти.
Есть еще один момент, о котором нельзя забывать – это магическая вещь. Чтобы она заработала – ее надо одеть на шею властителя. Ради этого все и сделано – показать, что он незаурядного происхождения – у него есть родство с героями прошлого, его появление предрекали боги и ради его рождения были принесены достаточные жертвы. Для того, чтобы его правление было удачным, и он провел счастливую жизнь. И, соответственно, вместе с ним, чтобы все были счастливы. Не ради одного человека, а ради всех.
Если перефразировать одного французского исследователя: «Не знаю, или я скифов настолько хорошо понял, или это я скифам навязываю свои мысли и говорю вместо них». Это высказывание справедливо в отношении любой интерпретации. Но то, как на пекторали связана каждая деталь – и все вместе дает гармоничное объяснение, вдохновляет на идею, что, возможно, так оно и было.
В археологии, как и в любой серьезной науке, нет авторитетов, которым нельзя перечить. Все время появляются новые знания и открытия о Золотой пекторали из Толстой могилы. Пройдет еще 50 лет и, возможно, ученые будущего будут совсем иначе трактовать феноменальное произведение ювелирного искусства.