Что, как и где делать, если заболел ковид? Отвечают медики “скорой помощи”

10:56

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

скорая помощь

За прошедшие с начала карантина месяцы у горожан накопилось много вопросов к медикам, что немудрено: нам с вами уже трудно бывает разобраться в огромном ворохе информации о коронавирусной инфекции, который день ото дня только растет.

В облгосадминистрации состоялся онлайн-брифинг с участием главврача КНП «Николаевский областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» Андрея Самойлова и медицинского директора КНП НГС «ЦПМСД №6» Ларисы Челенгировой, которые постарались пролить свет на основные вопросы из серии «что и где делать? куда обращаться? когда обращаться?» в случае заболевания ковидом.
Андрей Самойлов в первую очередь объяснил, каков алгоритм работы «скорой помощи» в условиях пандемии COVID-19. Главврач отметил, что информацию, предоставляемую опрашиваемым пациентом во время вызова им «скорой», собирает диспетчер и передает ее в бригаду экстренной медицинской помощи. Бригада надевает средства индивидуальной защиты и выезжает к месту вызова. При этом, начиная с марта, то есть с начала пандемии, все бригады имеют возможность еще и самостоятельно общаться с пациентом по мобильному телефону для уточнения симптомов (связь эту бригадам оплачивают дополнительно) и в случае подозрения на COVID-19 предупреждать его о возможной госпитализации. Также пациенту рекомендуют, не теряя времени, измерить температуру ртутным градусником, и если у него есть средства индивидуальной защиты – надеть их.
Далее пациента везут в определенный стационар, где врач приемного отделения после оценки состояния пациента принимает решение о госпитализации или лечении на дому. Госпитализации подлежат больные в тяжелой форме. Если же болезнь имеет легкое течение, пациента на «скорой помощи» возвращают домой.
– Эти пациенты не остаются «на чемоданах» ждать такси в приемном отделении, мы их отвозим домой, чтобы снять социальное напряжение, – подчеркнул Самойлов. – После этого, даже если у пациента оказалось лишь подозрение на коронавирусную болезнь, автомобиль «скорой» проходит первичную дезинфекционную обработку на территории стационара. Вторичная обработка проводится на местах базирования карет «скорой помощи». Это занимает достаточно длительное время. Бывает, что около 70 бригад одновременно заняты с пациентами с подозрениями, это большая нагрузка, потому что остаются еще пациенты с другими заболеваниями. Кроме того, нас иногда упрекают в том, что в таких случаях мы не используем бесконтактные термометры. По своему опыту могу сказать, что они в большинстве случаев неэффективно информируют нас о температуре и обычно используются только для температурного скрининга при массовых скоплениях людей.
Андрей Самойлов также напомнил о том, что с 2013 года введены новые правила согласно постановлению КМУ «О центрах экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» – деление на первичную и экстренную медицинскую помощь.
– Сейчас мы не должны выезжать на обострение хронических заболеваний, которые успешно лечат семейные врачи. Вызов «скорой» – это внезапные состояния, развитие которых ведет к летальному исходу. У нас же, к сожалению, значительная часть вызовов поступает от хронических больных, не подписавших декларацию с семейным врачом. Такие вызовы отнимают время у экстренных больных. Если посчитать, то из 500 вызовов 150-200 будут связаны всего лишь с повышенным артериальным давлением, – отметил он.
Он сообщил, что ежедневно в области на экстренные вызовы выезжают 89 машин «скорой помощи». А в Николаеве работает 25-27-30 автомобилей в зависимости от дня недели, отпусков сотрудников, их бюллетеней. Они обслуживают и Варваровку, и Николаевский район, и Витовский.
– Наши сотрудники работают в максимальном режиме. Загруженность медработника в условиях пандемии очень высокая, почти все трудятся на полторы ставки. Радует то, что немножко снизился дефицит водителей: если зимой их не хватало порядка 25%, то сегодня нехватка водителей составляет 8-10%, – сказал Андрей Самойлов. – А без водителя бригада не выедет.
Отвечая на вопрос о комплектации бригад «скорой помощи» средствами индивидуальной защиты и дезинфекции, главврач рассказал, что «Николаевский областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» подписал с НСЗУ пакет услуг COVID-19, которым предусмотрена постоянная закупка средств защиты.
– Этот пакет достаточно приемлемый, на сегодня у нас есть средства защиты на месяц – полтора для всех 89 бригад, которые работают с такими пациентами. Но отдельных, «обычных» бригад, у нас нет. И я совершенно точно могу сказать, что до конца 2020 года, даже если количество пациентов станет намного большим, у нас достаточно средств, чтобы постоянно обновлять свои запасы, – добавил Андрей Самойлов.
Так как брифинг проводился онлайн, звучали и подготовленные заранее вопросы журналистов.
В мобильных бригадах, по протоколу, что неоднократно подчеркивали министр здравоохранения и главный санитарный врач Украины, должны быть экспресс-тесты. Укомплектованы ли ими николаевские мобильные бригады?
– Это вопрос к Ларисе Челенгировой, так как мобильные бригады – это бригады семейных амбулаторий, они относятся к структуре семейных амбулаторий, – уточнил Самойлов.
– Мобильная бригада заезжает домой к пациенту с подозрением, проводит ПЦР-тест и набирает кровь на ИФА-тест. Они также укомплектованы быстрыми тестами в случае подозрения и в зависимости от срока обращения пациента применяют их, – ответила Лариса Челенгирова.
Относительно частоты тестирования на коронавирусную инфекцию работников бригад «скорой помощи» главный врач Центра ЭМиМК разъяснил, что вызов медицинского работника к пациенту с подозрением на COVID-19 или с подтвержденным случаем COVID-19, не предусматривает обязательного тестирования медицинского работника, поскольку тот использует средства защиты. Но при наличии каких-либо симптомов ухудшения состояния, высокой температуры, наличия контактов с больными COVID-19 медицинский работник проходит тестирование на коронавирусную инфекцию.
Обязательно ли обращаться к врачу при появлении симптомов ОРВИ, если нет видимого ухудшения состояния?
Лариса Челенгирова ответила: учитывая тот факт, что клинические проявления ОРВИ довольно разнообразны, и ковид также имеет различные проявления, желательно в любом случае обратиться к врачу и выработать алгоритм лечения.
Влияет ли вакцинация против гриппа на течение ковида?
На этот вопрос ответил Андрей Самойлов.
– Вакцина против гриппа снижает риск заболевания наиболее распространенными штаммами гриппа и риск осложнений. Однако врачи-инфекционисты не дают четкой информации о том, что если человек заболел гриппом, то он не может заболеть ковидом, и наоборот. Поэтому вакцинация против гриппа идет своим отдельным путем.
Можно ли быть бессимптомным переносчиком ковида и заразить другого?
– Есть информация о том, что пациенты, которые были практически здоровы и проходили обследование при госпитализации в стационар, выявлялись как носители. Поэтому невозможно быть полностью уверенным в том, что не являешься переносчиком заболевания.
Если человек подозревает у себя ковид и звонит на 103, какие симптомы он должен назвать диспетчеру?
– Классические, которые чуть изменились с начала пандемии: повышенная температура, которая не сбивается в течение нескольких дней, кашель, удушье, отсутствие запахов, если есть – назвать хроническое заболевание.
Отвечая на вопрос, в каком случае семейный врач должен назначить больному исследования ПЦР или ИФА, Лариса Челенгирова рассказала, что учитывая патогенез заболевания и клинические проявления и согласно регламентирующим документам, приказу МЗ Украины №1227, врач, проанализировав анамнез заболевания, срок – на какой день заболевания обратился пациент, данные клинических обследований, возможно-скрытое течение заболевания, эпидокружение больного и т.д., должен принять решение о назначении ПЦР, или ИФА М или ИФА G- тестов.
Также медицинский директор КНП НГС «ЦПМСД №6» разъяснила, к какому врачу следует обращаться лицам с подозрениями на COVID-19, если у них не подписана декларация с семейным врачом.
По ее словам, все пациенты с 2018 года могут заключить декларации с семейными врачами, педиатрами, терапевтами, обратившись на прием. Если же так случилось, что декларации с семейным врачом нет, а человек заболел, или есть подозрение на коронавирусную болезнь, она посоветовала оставаться дома и позвонить в регистратуру больницы, которая находится вблизи места жительства. В колл-центре каждого ЦПСМП в регистратуре есть информация о тех врачах, которые имеют еще возможность оформить декларацию с пациентом. После этого родственники или знакомые больного, с его паспортом и идентификационным номером могут обратиться в лечебное учреждение для подписания декларации с семейным врачом.
Каков алгоритм действий, если человек вернулся из-за границы и у него не подписана декларация?
– При возвращении из-за границы, из страны, где наблюдается вспышка COVID-19, граждан автоматически присоединяют к электронному сервису «ДійВдома». При отсутствии жалоб на состояние здоровья пациент имеет право пройти обследование в аккредитованной лаборатории и не придерживаться режима самоизоляции в течение 14 дней. После этого необходимо обратиться к врачу и оформить декларацию, – пояснила Лариса Челенгирова. – Пользуясь случаем, хочу поблагодарить тех, кто проявил ответственность и вовремя выбрал врача, подписал с ним декларацию, – отметила она.
Немного о хорошем: работникам «скорой помощи» скоро вернут их надбавки, и даже в повышенном размере.
– До конца года эта надбавка будет выплачиваться в размере 20%, поскольку мы получили новый пакет – дополнительное соглашение с НСЗУ, которое дает нам возможность рассчитывать на то, что до конца года они будут получать надбавку в максимальном размере, – сказал в завершение Андрей Самойлов.
И это важно, потому что забота о медиках – это забота о здоровье каждого. Только медики стоят между нами и опаснейшими заболеваниями, ковидом в том числе. И, по большому счету, их труд неоценим.
Елена Кураса.