Чего ждать «коммунаровцам» от государства? Разговор о судьбе знаменитого завода

В выпуске «ВН» от 12 марта с.г. («А счастье было так возможно…») мы рассказали читателям о позиции Кабмина в отношении перспектив восстановления режима функционирования СЭЗ «Николаев». Если коротко – правительственные чиновники не видят возможности возрождения СЭЗ, хотя во многом именно она позволила за пять лет (2000 – 2005 гг.) нарастить объемы производства в судостроении в 2,5 раза и увеличить зарплату корабелов в 3 раза.
Но речь не только о СЭЗ. Главная боль николаевского судостроения – бывший завод им. 61 коммунара, ныне Николаевский судостроительный завод (НСЗ). Его состояние близко к коматозному. Недавно ассоциация «Укрсудпром» в лице ее президента Виктора Лисицкого вновь обратилась к правительству с предложениями о том, как реанимировать одну из трех крупнейших верфей Николаева. Но, как и в случае с СЭЗ, получила вежливую отписку из Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) за подписью замминистра Юрия Бровченко.
По мнению министерских чиновников, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Так, по крайней мере, следует из письма, в котором главе «Укрсудпрома» доходчиво разъясняют прописную истину: государственные органы не могут вмешиваться в деятельность хозяйственных структур, каковыми являются госконцерн «Укроборонпром» в целом и НСЗ в частности.
Если собрать всю информацию о том, как государство «не вмешивается» в деятельность хозяйственных структур, получатся десятки томов печального чтива. Но когда на самом деле нужно вмешаться – не для того, чтобы разрушить чей-то бизнес, наказать конкурента или политического оппонента, а чтобы реально помочь единственной оставшейся в руках государства верфи, которая пока еще в состоянии строить суда и корабли, почему-то сразу же из массы аргументов на поверхность извлекается именно тезис о «невмешательстве» в дела предприятий.
МЭРТ также констатирует, что есть президентский указ и решение Кабмина о демилитаризации недостроенного ракетного крейсера проекта 1164, почти три десятка лет томящегося у достроечной набережной завода. Но как продвигается выполнение этого решения – ни единого слова!
Далее в письме совершенно пустая, не содержащая никакой конкретики фраза о том, что «концерн… совместно с ГП «НСЗ» решает вопрос выведения предприятия из кризисного состояния и возобновления его производственной деятельности». А что касается льгот по плате за землю для некогда градообразующего предприятия – это, мол, вообще дело местного самоуправления. Словом, не морочьте голову занятым людям со своими инициативами.
После такого ответа В.Лисицкий вновь обратился к премьеру. «Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.2015 г. №83 предприятие отнесено к перечню объектов государственной собственности, имеющих стратегическое (!) значение для экономики и безопасности государства, – пишет он. – До сих пор мы не получили удовлетворительного ответа на наши предложения по реанимации и обеспечению полноценной работы завода. Вы молчите! Почему?»
«Мы никак не можем понять: почему не выполняется Указ Президента Украины от 01.12.2015 года №672-22т/2015, по выполнению решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 11.11.2015 г., в котором определены 2 задачи по принятию мер по демилитаризации ракетного крейсера проекта 1164 и извлечению из него вооружения и запасных частей для использования в Вооруженных Силах Украины?.. Почему нет сдвигов по созданию на базе ГП «НСЗ» центра по ремонту и обслуживанию кораблей ВМС ВС Украины и Морской охраны Государственной пограничной службы Украины?»
Поднимаются в письме к Владимиру Гройсману и другие вопросы. Например, у «Укроборонпрома» нет полномочий для снятия арестов с имущества предприятия-исполнителя оборонного госзаказа. Для этого необходимо прямое вмешательство государства. Это же относится и к принятию решения об установлении налога на землю для государственных судостроительных предприятий, выполняющих оборонный заказ, по ставке 0%, к списанию долгов по налогу на землю, по НДС, по установлению льготного режима оплаты НДС. Все это может решить только государство, а не «Укроборонпром», горсовет Николаева и уж тем более не НСЗ. Но государство придерживается политики «невмешательства». А значит, возрождение завода попросту нереально, дай бог, хотя бы долги по зарплате погасить. «Такой подход нас просто ошарашил», – возмущенно резюмировал В.Лисицкий.
Получается, что по НСЗ, как и в вопросе с СЭЗ «Николаев», государство не собирается принимать эффективных решений, способных оживить предприятие. Ну, а если так, может, пора его продать, пустить на металлолом и использовать земельный участок под другие цели? По крайней мере, это было бы честнее, нежели растягивать агонию умирающей государственной верфи до бесконечности. Или у правительства найдется наконец политическая воля для того, чтобы реанимировать предприятие?
В каждом из вариантов есть свои плюсы и, безусловно, жирные минусы. Трех лет правительству В.Гройсмана с головой должно было хватить, чтобы определиться с дальнейшей судьбой НСЗ. Но пока чиновники продолжают «мужественно» тянуть время, и совершенно непонятно, что ждет завод в обозримом будущем. Впрочем, ситуация подсказывает, что ничего хорошего ждать уже не стоит.
Станислав Козлов.