Большегрузы: смертельный выхлоп

17:44

Ах, как нам не хватает местной Греты Тунберг, шведской экологической активистки, бьющей в набат по поводу глобальных изменений климата! Мы уже привыкли дышать загазованным воздухом?
Тогда вопрос из серии: «А знаете ли вы?». Знаете ли вы о том, что под влиянием геополитических и макроэкономических факторов, на протяжении последних десятилетий Николаев постепенно преобразился из «города корабелов» в «город-порт»: объем перевалки грузов в наших портах увеличился в десять раз, превысив 30 млн тонн в год? А о том, что в городе за годы независимости Украины отнюдь не выросли большие, вредящие экологии предприятия, зато ситуация с содержанием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в водной среде на территории Николаева ухудшается день ото дня? Так, по данным Николаевского областного центра по гидрометеорологии, отслеживающего процесс в четырех точках Николаева, содержание формальдегида в городском воздухе в 3-7 раз, а кое-где и в 9-10 раз превышает предельно допустимые концентрации, диоксида азота — в полтора раза. Николаев стабильно входит в ТОП-10 городов Украины с наиболее загрязненным воздухом, оставляя позади даже задымленный сверх меры Кривой Рог. Конечно, такая экологическая ситуация напрямую отражается на здоровье жителей города: количество случаев онкозаболеваний и болезней дыхательных путей, по данным управления охраны здоровья горсовета, неуклонно возрастает.

Как минимизировать негативные воздействия на людей техногенного характера? Ответ на этот вопрос искали ученые, экологи, врачи во время открытого заседания Общественного совета рынка недвижимости Николаева в четверг, 30 января.
– В связи с отсутствием в нашем городе предприятий металлургической, химической и угольной промышленности, основным загрязнителем атмосферного воздуха является автотранспорт. В первую очередь, это касается большегрузного транспорта, который направляется городскими улицами и дорогами к портам и терминалам: в год таких автомобилей насчитывается свыше 500 тысяч. Загрязнителем акватории Южного Буга и Южнобугского лимана являются суда, которые заходят в порты Николаева, но вопреки жестким экологическим нормам в вопросе обращения с балластными, льяльными и хозяйственно-бытовыми водами, допускают их сброс в акваторию города. В связи с этим возникает острая необходимость прекратить пагубное влияние загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и акватории Николаева на здоровье и даже жизнь горожан, – сказал на заседании Петр Мойсол, глава Общественного совета рынка недвижимости Николаева, уточнив, что, по последним данным, наш город по загрязненности воздуха уже «перебрался» на 5-е место в стране, и подчеркнув еще раз: причина этого – активная портовая деятельность и связанные с ней грузоперевозки.
Он также ответил на невысказанный вопрос собравшихся: какое отношение имеет рынок недвижимости к экологии? По его мнению, абсолютно вся экономическая деятельность в мире направлена на обеспечение жизни на Земле
– Поэтому мы поставили задачу: как можно лучше и своевременней информировать жителей Николаева о критической экологической ситуации, – заявил Петр Мойсол.
В связи с чем общественники настаивают на временном моратории на выдачу новых градостроительных условий: не строить новые порты, а разобраться с теми, что уже имеются.
– Дорожная инфраструктура, которая проектировалась по принципу «Николаев – город корабелов» с упором на судостроительный комплекс, сегодня «валится» на глазах. Вместо 10-тонных «МАЗов» и «КрАЗов» по улицам движутся грузовые автомобили – 30-ти- 60-ти, а в одном случае даже 130-тоннажные. Город несколько раз ремонтировал дороги за свой счет, но они были разбиты снова всего за нескольких дней. А порой водители грузовых автомобилей, нарушая правила, едут в порты по дорогам, проходящим вдоль жилых микрорайонов, создавая горожанам проблемы. В прошлом году по грузоперевозкам в порты мы уже опередили Одессу. Николаев стал более мощным городом-портом, чем Одесса, – добавил Петр Мойсол. – Поэтому одной из наших задач стало обращение в вузы города для анализа существующей дорожной инфраструктуры города: сможет ли она обеспечить тот объем грузов, который сегодня поставляется в порты. Оказалось, не может. Вся дорожная инфраструктура нуждается в реконструкции, – сделал вывод глава Общественного совета рынка недвижимости.
Выходит, в разрушении дорог виновны не порты сами по себе, а перевозчики грузов, превышающие допустимый вес автомобилей?
Вице-мэр Владимир Крыленко, присутствовавший на заседании, заявил, что необходимо усиление режимных мер и контроля за нашей экологией. А по поводу изменения маршрутов движения большегрузов он напомнил, что горвласть давно уже занимается вопросом строительства объездного моста через Южный Буг, а также готовит решение на сессию о передаче мостов на баланс государства.
О степени загрязнении воздуха на заседании проинформировали преподаватели ЧНУ имени Петра Могилы.
Так, Людмила Григорьева, заведующая кафедрой экологии медицинского института ЧНУ, доктор биологических наук, среди прочего подтвердила тот факт, что, по данным Николаевского областного центра по гидрометеорологии, содержание формальдегида и диоксида азота в нашем воздухе превышает предельные нормы – область занимает одно из первых мест в Украине по содержанию формальдегида в воздухе. На слайдах присутствующие увидели, что основным источником формальдегида – очень опасного канцерогена – является автомобиль, работающий на природном газе. А диоксид азота усиливает действие формальдегида. Превышены в несколько раз предельные концентрации углекислого газа, пыли, фтороводородов.
– Чтобы улучшить эту ситуацию, городская власть должна принять решение об оптимизации сети наблюдений. Нужно внедрять интеллектуальную транспортную систему, вынести за черту города движение большегрузов, – сказала она.
Людмила Григорьева также предлагает создать общественный экологический мониторинг «Николаев Смарт Сити» и научный аналитический центр по оценке экологического состояния окружающей среды Николаева на базе ЧНУ, с которым городская власть заключила бы договор для оперативной научной оценки состояния окружающей среды. А в рамках «экологизации» необходимо подтолкнуть к повышению эко-квалификации руководителей местной власти, предприятий и учреждений.
Кандидат биологических наук Евгений Бессонов считает, что загрязнение водных ресурсов происходит по причине несанкционированных врезок жителей города в ливневую канализацию, портового хозяйствования и сбросов вверх по течению. По его словам, решить проблему можно, утвердив программу подготовки общественных экологических инспекторов и создав аналитический центр для приема заявлений от инспекторов и передачи их в правоохранительные органы, включая прокуратуру.
Доктор Вячеслав Загоруй напугал присутствующих данными о влиянии загрязнения воздуха на развитие конкретных болезней и смертность. Так, 21% людей при этом умирает от пневмонии, 20% – от инсульта, 34% – от ишемической болезни сердца, 19% – от хронической обструктивной болезни легких и 7% – от рака легких. Он утверждает, что человек круглые сутки находится под влиянием канцерогенов – на улице, среди выхлопных газов, и в помещении, где формальдегиды выделяет мебель. Его беспокоит тот факт, что 35% онкобольных, заболевших, возможно, из-за формальдегидов и иных канцерогенов – это люди трудоспособного возраста, 30% из них, по его словам, не проживают и года после постановки диагноза:
Их дети, таким образом, лишатся родителей… И это недопустимо!
В итоге члены Общественного совета решили рекомендовать городскому голове поручить управлению здравоохранения горсовета проинформировать жителей города о критическом состоянии воздушной среды и предоставить им рекомендации о методах защиты, а также провести встречу с представителями портового бизнеса по ремонту улиц Новозаводской, Турбинной и Космонавтов, инициировать внеочередную сессию по поводу критической ситуации, связанной с загрязнением воздуха. Кроме того, необходимо организовать на территории города мониторинговый пост для контроля состояния воздуха и воды, принять решение горсовета о временном моратории на выдачу новых градостроительных условий по созданию новых производственных мощностей, увеличивающих грузопоток в городе. И, конечно же, решить вопрос объездной дороги и способствовать решению о строительстве моста через реку Южный Буг.
Планов – громадье, вопрос: какие из них осуществятся?
Елена Кураса.
Фото Александра Шенкевича.