Бизнес-стратегия Николая Капацыны: новое качество жизни для горожан

11:34

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Николай Капацына

Кто такой Николай Капацына? Яркий представитель морехозяйственного бизнеса, депутат Николаевского горсовета, который занимается меценатством и просветительством, реализует ряд уникальных проектов, имеет серьезные амбиции в сфере муниципального управления, ревитализации (возвращения  к жизни) городской среды. Поэтому не вызывает удивления, что он попал в финал общегородской программы “Человек года. Горожанин года” в номинации “Предпринимательство”.

Николай Васильевич родился в 1986 году, окончил школу №22 с углубленным изучением английского языка, затем в Одессе поступил в Национальный морской университет. Следует подчеркнуть, что он оказался единственным выпускником этого вуза за всё время независимости Украины, который сумел внедрить свою дипломную работу в реальное производство.

Пришло время поведать широкой публике о масштабных социальных проектах, которые реализует Николай Капацына. Именно в Николаеве, а не где-то в другом месте. Хотя возможно, в другом месте для него было бы проще и выгоднее. Но он – патриот родного города, и потому главным местом приложения силы избрал для себя именно Николаев.

ВОДНЫЙ КОМПЛЕКС НА МЕСТЕ «НАРИМА» – НОВАЯ
ИЗЮМИНКА НИКОЛАЕВА
Николаевцы хорошо знают комплекс зданий за Областным дворцом культуры – спортивный зал, бывший выставочный центр «Нарим», а также двухэтажное здание, где в прежние времена располагалось отделение банка «Аваль». Всё это было заброшено и постепенно разрушалось. Из спортзала, к примеру, одесситы хотели сделать супермаркет, а месторасположение отделения банка оказалось настолько привлекательным, что в аукционе по его выкупу участвовали сразу шесть потенциальных покупателей. В итоге со временем все эти здания сконцентрировал в своих руках николаевский бизнесмен Николай Капацына.
Поначалу собирались построить тут – в центре города – жилой квартал. Однако, во-первых, этому воспротивились депутаты горсовета предыдущего созыва, а, во-вторых, у Николая Капацына и его отца Василия Капацыны родилась креативная идея: без изменения объемов зданий и самой логики квартала построить спортивно-оздоровительный комплекс с 25-метровым плавбассейном.
Судите сами. Рядом – Дворец культуры, детский городок «Сказка», школа. Создать спортивно-оздоровительный комплекс в этом месте с упором на водную составляющую – вполне логично. Тем более что современный полномасштабный бассейн в Николаеве востребован – ждать, пока город разберется с «Зарей», а государство – с бывшими «Трудовыми резервами» в Соляных, можно до бесконечности. Наверняка впереди – их долгая и затратная реконструкция, результат которой заранее предсказать невозможно. С «Водолеем» тоже немало проблем, к тому же он находится на большом отдалении от основной части города.
И вот в самом центре появляется то, чего здесь никогда не было: 25-метровый бассейн на пять дорожек, гидромассажный бассейн с семью группами элементов для гидро- и аэромассажа, бассейн для детей грудного возраста, два банных комплекса – римская баня и финская сауна, кафе, детская комната с воспитателем, зона отдыха с тропическими растениями и шезлонгами, раздевалка на 300 человек, специальное оборудование для людей с ограниченными физическими возможностями.
Глубина главного бассейна – от 1,3 до 1,8 метра, вход в воду – с помощью т.н. «римских ступеней». На двух плавательных дорожках будет установлен специальный противоток, чтобы пловцы на тренировках могли грести против течения, индивидуально регулируя для себя скорость и интенсивность потока, и прыжковая тумба. Одна из передовых технологий, которые здесь намерены использовать, заключается в том, что чаши всех бассейнов будут цельнометаллическими, выполненными из нержавейки.
Бетонную чашу основного бассейна пришлось бы делать намного дольше, а в эксплуатации она – более проблемная. А вот металл – более герметичен и легче поддается ремонту. Для бассейна на 450 кубометров воды цельнометаллическая чаша будет весить лишь 15 тонн, тогда как в бетонном исполнении она потребовала бы 600 кубометров только железобетонных конструкций, не считая самой воды. А это дополнительная нагрузка на фундамент здания, потенциальные проблемы с гидроизолирующим слоем плюс тысячи отделочных плиток: лопнула, отвалилась такая плитка – и всю воду из бассейна придется спускать для её замены. К тому же расчетный срок эксплуатации бетонного бассейна – 30 лет, тогда как нержавеющая сталь может служить бесконечно долго.
Проект уже находится в стадии практической реализации, в зале бывшего выставочного центра копают котлован. Для выполнения работ привлечены николаевские предприятия, таким образом, поддерживается экономика города, деньги остаются на месте, а не уходят в другие регионы. Бетон, к примеру, для будущего комплекса производит Николаевский завод железобетонных изделий. Аналогично – со строительно-монтажными и прочими работами. На стадии строительства проект обеспечивает городу десятки рабочих мест, а после его запуска в эксплуатацию здесь будут созданы около 20 постоянных рабочих мест.
А вообще, нужен ли Николаеву такой объект, сможет ли он привлечь горожан? Не просто нужен – крайне необходим! – считает Николай Капацына.
– Прежде, чем приступить к реализации проекта, мы провели ряд мозговых штурмов и тщательные расчеты, – рассказывает он. – Есть ли у нас в городе платежеспособный спрос на такие услуги? Да, есть! В организации досуга нас обошли не только Одесса, но и Херсон. Николаевцы ездят туда на отдых на выходные, и, с учетом дороги и проживания, тратят намного больше денег, чем могли бы истратить, если бы такая инфраструктура развлечений, как одесский «НЕМО» или херсонская «Фабрика», появились у нас. Да, в Николаеве есть «Водолей», но это окраина, туда еще нужно добраться, только на дорогу туда и обратно можно потратить добрых два часа. А у нас – логистически выгодное место в центре, куда не так сложно попасть из разных районов города, комплекс услуг, равного которому нет в Николаеве. Здесь можно и отдыхать, и спортом заниматься, и соревнования проводить. Наконец, можно просто релаксировать, лежа в тепле на шезлонге, когда за окном мороз и идет снег. Спорткомплексов такого уровня в городе нет, а если и появятся – будем конкурировать. Конкурентная среда – это хорошо, чем шире будут представлены подобные услуги, тем быстрее к ним привыкнут николаевцы.
Окупится ли смелое для Николаева начинание? Проект хоть и носит социальный характер, но является коммерческим, рассчитанным на получение прибыли – если не сейчас, то, как минимум, в обозримой перспективе.
Да, индустрия развлечения в наших реалиях – не самая прибыльная. Расчетная окупаемость будущего комплекса составляет семь лет. Николай Капацына вкладывает в проект деньги, заработанные в другом бизнесе – морехозяйственном. Так не проще ли найти свободным средствам более выгодное применение?
– А это уже вопрос ценностей, – убежден Николай Васильевич. – Мы занимаемся такими направлениями как судоходство, перевалка, догрузка на рейде. Это специфический и капиталоемкий бизнес. Того, что мы потратим на бассейн, всё равно не хватило бы для масштабирования нашего традиционного бизнеса. Зато комплекс даст новые услуги для горожан и гостей Николаева. Мы ведем себя как социально ответственные бизнесмены. Да, это коммерческий комплекс, но его ценность и для нас, и для всего города будет значительно выше, чем вложенные в него деньги. Нужно уметь принимать такие решения – непростые, но создающие новые ценности. Наконец, я просто не хочу, чтобы мои дети жили в сером угрюмом провинциальном городе, где нет таких вот базовых вещей. Вода отнимает негативную энергию, зато придает силы. И наша ценовая политика будет такой, чтобы сориентировать комплекс на самую широкую аудиторию, чтобы он был не бесплатен, но доступен.
«8 ПРИЧАЛ»:
ПРОЕКТ ДЛЯ ДУШИ
Водный спортивно-оздоровительный комплекс – проект, находящийся на стадии реализации. Его, как говорится, нельзя пощупать руками. Зато в активе Николая Капацына есть и другой проект, о котором наверняка знает каждый горожанин. Мы говорим, как вы уже догадались, о городском пространстве «8 причал». Здесь тоже речь не о заработке, не о бизнесе в чистом виде. Где же выгода для инвестора? – спросите вы.

Так стало. «8 причал»

– Где выгода? Она в разрыве привычных представлений, – считает Николай Капацына. – Обычно такие инициативы реализуются за счет бюджета. Но из-за бюджетных проблем и, скажем так, ментальной незрелости людей, в компетенции которых – принятие решений, подобные проекты не являются приоритетом. Хотя затраты не всегда должны окупаться только в материальном плане. У нас впервые появился комплекс такого уровня, и это меняет в лучшую сторону представления о Николаеве, как самих горожан, так и гостей города. В этом мое отличие от других. Да, объект стоит неприличных по николаевским меркам денег. Но он того стоит. А что касается заработков… В данный момент мы приводим в порядок береговую площадку возле «Ушуайи». Вот там и постараемся заработать. Мы разместим в этом месте небольшой яхт-клуб, зону пляжного отдыха. Будет для города и ещё один «сувенир», но рассказывать о нем пока рано. Так что не будем забегать вперед…
И в самом деле, синергетический и репутационный эффект «8 причала» важен как для самого Капацыны, так и для города. Это место, где можно принимать гостей любого уровня вплоть до главы государства, куда не стыдно пригласить делегации. Наверняка гости зададутся вопросом: кто это сделал? Николай Капацына? О, значит с ним можно иметь дело в любой сфере, будь то портовая инфраструктура, судоходство, строительство или что-то ещё. Именно так в современном мире и формируется репутация бизнеса.

Так было. Речвокзал

Напомним, что прежде тут бельмом на глазу высилось заброшенное здание бывшего речвокзала – облупленное, запущенное, с заложенными кирпичом панорамными окнами первого этажа. Оно было построено в начале 80-х гг., а до этого тут стоял дебаркадер. Поколениями николаевцы называли это место речвокзалом. Однако Капацыне удалось буквально за полтора года кардинально изменить приевшийся топоним. Для чего?
Во-первых, тут кардинально изменилась обстановка. До 2018 г. это была запущенная криминогенная территория с размывающейся береговой линией, разворованными металлическими ограждениями, с «тусовками» бомжей, пунктом скупки металла и вторсырья. Тут продавали наркотики, происходили разбойные нападения, «сбрасывались» украденные кошельки, сумки и документы.
Капацына, купивший у «Укрречфлота» речвокзал и прилегающую территорию, начал с того, что привел в порядок парк: его вычистили, убрали сухостой, подняли кроны деревьев. «Неподобства» прекратились – теперь тут всё видно, и любое безобразие будет сразу пресечено постоянно дежурящей охраной.
Район изменился эстетически: всё чисто, освещено, выстелена плитка (правда, часть её не выдержала военной техники, заезжавшей во время празднования Дня украинского флота, но в перспективе покрытие усилят, и проблема будет решена). Что касается самого здания, его реконструировали сначала снаружи, а потом уже стали модернизировать внутри.
Первоначально здание было выстроено в форме этакого модернового конструктивизма – скошенный фасад, ригеля, сверху – «кукушка», где размещался пост регулирования движения судов. Теперь оно преобразилось, заиграло новыми красками. Пластика фасада в целом сохранена, центральный вход смещен влево. В здании – фойе, гардероб, кафе, туалеты. Справа, где проводились выставки и предвыборное телешоу «Битва за город», – новый ивент-холл, рассчитанный на мероприятия самого разного формата – фотовыставки, презентации, кинопоказы, концерты. Как шутят сами «причаловцы», «мы готовы на любой эстетический и интеллектуальный позитивный «движ», за исключением криминала». По соседству – «Мальчик с бычками», недалеко стояла запомнившаяся многим передвижная экспозиция – «Синяя рука».
«8 причал» расположен на территории, где когда-то размещалась Спасская верфь. Существует предположение, что водный ковш перед зданием «8 причала» – это остатки сухого дока, который наши предки строили еще в позапрошлом веке при достаточно примитивном уровне технологий.
Отметим и тот факт, что именно с этого места началась масштабная работа по реконструкции городских сетей наружного освещения с заменой старых энергозатратных светильников на современные и экономичные LED-лампы. Так что «8 причал» – это история: и давняя, и современная. Но это – к слову.
И все же, почему решили уйти от топонима «речвокзал»?
– Слово «вокзал» у многих вызывает негативные эмоции, – считает Николай Капацына. – Вокзал – суетливое место, где зимой холодно и сыро, а летом жарко, где неуютно, много асоциальных личностей, процветает криминал, наконец, место, прочно ассоциирующееся с расставанием. Поэтому наша команда решила уйти от слова «вокзал». В этом месте по паспорту расположены семь причалов, если стоять лицом к лиману, они пронумерованы слева направо. Причалы – для плавсредств. А вот восьмого причала на самом деле нет. Он виртуален, создан для людей, для их эстетического, интеллектуального, а в будущем – ещё и гастрономического наслаждения.

Народные гуляния на День флота

На «8 причале» родилась еще одна традиция – каждое лето здесь с размахом празднуют День украинского флота.
– В 2017 г. ко мне обратились военные моряки, предложив провести День украинского флота, – вспоминает Николай Васильевич. – Всё проходило скромно, да и сама территория выглядела неприглядно – лужи, выбоины, корни вырывают асфальт. Но уже через год, к 1 июля 2018 г., наведен полный порядок. Буквально ночью мы закончили класть плитку, а в пять утра сюда уже заезжала военная техника. Считаю, что такие мероприятия нужны. Мы – город корабелов, и с уважением должны относиться к морякам, защищающим страну. Мы не видим военных кораблей, кроме бывшего крейсера «Украина» – страшного и ржавого. Какой визуальный посыл мы даем горожанам, где гордость за моряков? А ведь Николаев с 2014 г. стал самым милитаризованным городом Украины: десантники, летчики, береговая охрана, Нацгвардия, «учебка» ВМС… Этим нужно жить, патриотизм – не лозунг, а образ жизни. Да и старые традиции забывать не стоит. Помните, как в 80-е гг. отмечали День ВМФ – заводили в Ингул эсминец напротив Нижнего БАМа, устраивали парады, играли военные оркестры?! Это нужно возвращать.

На «8 причал» не стыдно пригласить даже Президента

КАК В ГОРОДЕ КОРАБЕЛОВ СПАСАЛИ ЗАВОД «ОКЕАН»
Коль мы заговорили о патриотизме, следует подчеркнуть, что борьба Василия и Николая Капацын за завод «Океан» – тоже яркое проявление патриотизма. «Океан» был спасен от уничтожения, начал привлекать судостроительные и судоремонтные заказы. Однако речь не только об этом, но ещё и об имидже, репутации бизнеса. Когда турецкая сторона определялась, с какой из украинских верфей сотрудничать в области строительства корветов, бизнес семьи тщательно изучался со всех сторон.
– Поверьте, их интересовало не только технологическое насыщение «Океана» и его возможности, но и наша репутация, меценатская деятельность, реализация социальных проектов, – вспоминает Николай Капацына. – Ну и, само собой – наши перевалочные комплексы, морехозяйственный бизнес, созданные на территории порта инвестиционные площадки, благодаря которым в Николаев пришли свыше 500 млн. долларов инвестиций.
К сожалению, государство так и не стало полноценным игроком в истории с «Океаном». Не было среди топ-чиновников того, кто лично был бы заинтересован в успехе завода. А ведь налицо гибридная операция со стороны России, которая внедряла сюда своих агентов влияния – менеджеров, новых собственников, «банкротчиков» – кого угодно!
Верфи не обязательно уничтожать физически: достаточно их загнать в долги, и тогда заказчик сюда не придет, тем более зарубежный. Рядом есть процветающие верфи Румынии, Турции – можно пойти туда. В итоге наши заводы стагнируют, флот стареет и умирает.
Как вообще проявился интерес к «Океану»? Всё началось с того, что Николай Капацына, несмотря на проблемы завода, привел сюда в 2016 г. на модернизацию свой балкер «Princess Nicole», кстати говоря, самое большое из торговых судов под украинским флагом. Говорят, это невыгодный для судовладельцев флаг. Какой же смысл под ним ходить?
– А смысл в том, что я веду бизнес в Украине и, в отличие от других, веду прозрачно, – отвечает Николай Капацына. – В стране десятки судовладельцев, флота – на миллионы регистровых тонн. Но практически никто не работает под украинским флагом. Да, это хлопотно, да, есть проблемы, но мы же украинцы и не вправе этого забывать!

«Princess Nicole» – крупнейшее судно под украинским флагом

Модернизация судна продолжалась семь месяцев. За это время Капацына изучил завод, его проблемы, понял, что здесь можно развивать судостроение, судоремонт, сборку металлоконструкций, перевалку и многое другое. Если бы не одно «но» – завод находился в цепких лапах людей, разваливавших его, старавшихся на корню уничтожить судостроение.
«Океан» – промышленная зона, где можно создавать индустриальные парки, кластеры, развивать разные виды бизнеса. Но сначала нужно было разобраться с сознательно запутанной структурой собственности и логически завершить процесс банкротства. Многие думают, что банкротство – конец, когда всё распилят и уничтожат. Но на деле – это финансовое оздоровление и, если повезет, замена неэффективного собственника на эффективного.
Когда спецслужбы РФ поняли, что сюда может прийти эффективный собственник, они подключили все рычаги влияния. К сожалению, среди этих «рычагов» оказались высшие кабинеты Киева, включая Генпрокуратуру. Там всё настолько прогнило, что и репутация страны, и её стратегические отрасли, – для чиновников и нардепов просто пустой звук. Вот через них-то российские спецслужбы и пытались помешать спасению завода. К счастью, это не удалось. «Океан» был выкуплен, новые собственники выплатили долги по зарплате – более 100 млн. грн. Это было самое крупное погашение зарплатных долгов в истории отечественных банкротств, хоть в украинскую версию Книги рекордов Гиннесса заявку подавай!
Долги накапливались годами, и до момента их погашения, к сожалению, дожили не все. Вместо умерших заводчан деньги выплачивали наследникам. Это напоминало историю с вкладами «Сбербанка СССР», о которых давно забыли, но только со справедливым финалом.
С 2019 г. завод начал оживать, появились судоремонтные заказы, были построены баржи для иностранных заказчиков, развивалась металлообработка. Нынче 70% всех мостовых конструкций страны изготавливает «Океан»: для мостов в Киеве, Запорожье, Полтаве, Ивано-Франковске. Когда Николай Капацына выступал в парламенте – было и такое! – он пообещал по себестоимости изготовить конструкции для моста через Прут. И своё обещание выполнил.
Интересна история со «стеклянным мостом» Кличко в Киеве. В свое время Капацына изучил его чертежи и предупредил проектантов: жесткость рассчитана неправильно, конструкцию нужно усовершенствовать, иначе стекло будет трескаться. Его не послушали. Что было дальше – знает вся Украина. А вообще по задумке – это интересный мост геометрически сложной конфигурации, где ни один метр конструкций не повторяется.
В судостроении многое зависит от позиции государства. И тут мы безнадежно отстали от стран, где государство создает надежные инструменты финансирования, позволяющие обеспечить десятки тысяч рабочих мест. У нас этого нет. Поэтому «Океану» сложно. Пока он выживает за счет ресурсов акционеров. В дальнейшем планируется его ревитализация – концентрация производства, развитие новых направлений деятельности. Ведь реально для судостроения хватает 15% из ста с лишним гектаров, занимаемых «Океаном».
– Мы привлекаем на «Океан» заказчиков, а потенциальным инвесторам даем доступ к воде, к инфраструктуре, даем возможность с максимальной эффективностью использовать его выгодное географическое положение и ресурсный потенциал. Уверен, что на этой площадке будут созданы перспективные, экономически устойчивые варианты бизнеса, – говорит Капацына.


***
Герой нашего повествования намерен реализовать еще ряд задумок, прежде всего, касающихся формирования новой эстетики городской среды. Для этого он тесно работает с экспертами соответствующего профиля. И получает неожиданные ответы на самые, казалось бы, элементарные вопросы.
Вот вы задумывались, например, почему на улицах грязно? Простой вопрос, но ответ на него не так прост. Точнее, это целый комплекс ответов. Одна из составляющих – посыпочные смеси для зимней эксплуатации дорог, облака пыли от которых потом раздувает по Николаеву. Это и машины, заезжающие на газоны, и после развозящие чернозем по дорогам, это и грязь с колес транспорта, выезжающего со стройплощадок. Это зерновозы, с которых летит зерно и пыль, смешивается с нефтепродуктами – остатками топлива и масел – и превращается в жуткую жижу. Это и твердолиственные виды деревьев, листва которых попадает в ливневки и забивает их. И так – с любой проблемой.
Эти вопросы решаемы, считает Николай Капацына, главное – обеспечить разумные подходы, исключить дилетантство и шумный хайп со стороны кучки неадекватов. К каждой проблеме нужно подходить системно. И тогда жить в Николаеве станет комфортнее и интереснее.
Станислав Козлов.