Бежал ли на север «Адмирал Кузнецов»?

16:47

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

«Адмирал Кузнецов»

Недавно исполнилось 30 лет с момента подписания приемного акта авианосца «Адмирал Кузнецов» и передачи его Военно-Морскому Флоту. Это знаменательное событие произошло 25 декабря 1990 года. Затем корабль почти год простоял на рейде Севастополя, далеко за бонами в открытом море, сдавал «курсовые задачи» – тренировки личного состава, которые дают разрешение экипажу на самостоятельное плавание. Это обязательные и довольно сложные военные экзамены. На всех предшествующих авианосцах Черноморского завода на это уходило от 9 до 12 месяцев. Такова общепринятая практика во всех флотах, отличаются только сроки. У американцев, например, после передачи авианосцев заказчику — ВМС США, на получение экипажем сертификатов для выхода корабля на боевую службу уходит два — два с половиной года.

Переход на Северный флот, для которого строился корабль, был намечен на декабрь 1991 года. Разрешение на проход черноморских проливов Босфор и Дарданеллы для такого корабля нужно получить у Турции за две недели до намеченной даты.
После ухода корабля на Север в печати появились статьи, где утверждалось, что накануне референдума о провозглашении независимости Украины, который состоялся 1 декабря 1991 года, корабль якобы тайно под покровом ночи «сбежал» из Севастополя в Североморск. Одна из статей так и называлась: «Как «Адмирал» с Украины сбежал».
Я обсуждал этот вопрос с гарантийными представителями Черноморского завода, которые были в то время на корабле, и они сказали, что уход авианосца был плановым, к нему готовились заранее. В установленном порядке с турецкими властями был согласован и проход Босфора, никто такой корабль без предварительного уведомления Турции через черноморские проливы не пропустит.

Главный строитель авианосцев на Черноморском заводе в 1983-1988 годах – Георгий Иванович Журенко

Старшим гарантийным представителем ЧСЗ на «Адмирале Кузнецове» был Георгий Иванович Журенко. В 1983 году он был назначен главным строителем военных заказов, сменив Игоря Николаевича Овдиенко.
В период руководства Г.И.Журенко отделом главного строителя велась достройка четвертого авианесущего крейсера – «Баку», на стапеле собирался авианосец нового поколения «Леонид Брежнев». В Крыму на аэродроме Саки велся монтаж оборудования на взлетно-посадочных блоках комплекса «Нитка», собирались катапульта и аэрофинишеры.
Георгия Ивановича давно нет в живых, он скончался 29 августа 1995 года. Умер неожиданно, во время операции, на которую ему следовало согласиться хотя бы на несколько часов раньше.
Ниже привожу с некоторыми сокращениями дневник, который Журенко вел во время перехода на Север «Адмирала Кузнецова». Из него видно, как все было на самом деле. Дневник мне передала Светлана Журенко – вдова Георгия Ивановича.
***
«24 ноября 1991 г. 9.50. К «Кузнецову» подошел буксир «Николаев», это последняя связь с домом до ухода на Север. Передал письмо. Как они там?
25 ноября 1991 г. На корабль прибыли зам. директора завода И.И.Винник, главный строитель «Кузнецова» Е.М.Ентис, старший военпред ВП 1301 Н.Н.Сердюк.
26 ноября 1991 г. В 12.00 попрощались с нашими руководителями, на борту остались только несколько контрагентов и 16 человек гарантийной команды от ЧСЗ.
27 ноября 1991 г. Появилась последняя возможность, и в 14.00 я сошел на берег. В 16.00 уехал в Николаев.
28 ноября 1991 г. В 4.00 был дома, а в 23.45 поездом Одесса – Симферополь убыл в Севастополь.
29 ноября 1991 г. В 13.40 прибыл на корабль. На судне аврал, все готовятся к отходу, требуют подать списки на переход.
30 ноября 1991 г. Штормит, по этой причине схода с корабля нет, а на берегу остались и люди, и грузы! Ждем командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Владимировича Касатонова для прощания. Передал несколько вопросов по технике на завод.
1 декабря 1991 г. 7.00 – приготовление, 9.00 – съемка с якоря, 9.30 – начало движения к Босфору.
2 декабря 1991 г. В 7.15 вошли в Босфор. Впереди – «Пытливый», по бортам – разведчики НАТО, в корме – буксир. Скорость – 12 узлов. 9.05 – прошли Босфор, вышли в Мраморное море. Холодно. Ветер попутный. Сделал несколько снимков. Получили поздравление по случаю прохода проливов от командующего Северным флотом. 16.40 – вышли в Эгейское море. Впереди СКР «Пытливый», справа – турецкий фрегат. На горизонте – американский атомный ракетный крейсер «Йорктаун» и появился греческий фрегат. Сопровождение отличное.
3 декабря 1991 г. Проходим пролив Китира, справа – остров Китира, слева – о. Андикитира и виден о. Крит. Сопровождение НАТО то же самое, ушел только грек.
18.30. Вокруг – корабли НАТО, самолеты, вертолет.
4 декабря 1991 г. Ионическое море. За ночь прошли 109 миль. Облетывают нас и итальянцы, и турки, и греки, и американцы. «Сопровождение» мощное, появился даже итальянский авианосец «Джузеппе Гарибальди», на нем много самолетов и вертолетов. Выпустили и мы своего первого «сокола» – вертолет Ка-27ПС. Ночью будем в районе Сицилии. 20.15 – проходим Мальтийский пролив. Хорошо видны огни г. Валетты на Мальте, а вот о. Сицилия почему-то не просматривается.
5 декабря 1991 г. Слева в 20 км – о. Пантеллерия, справа – о. Сицилия.
6 декабря 1991 г. 2.20 ночи. Тревога! Исчезли спасательные плоты и несколько человек личного состава. Проверили гражданских – все на месте. Собрали оперативную группу в каюте командира. Итальянцы, французы и американцы предлагают помощь, но мы молчим. 8.20 – прошли мыс Фер (Алжир). Все нашлись, кроме одного матроса из БЧ-6. 9.30 – пересадили на «Пытливый» штаб Черноморского флота и спецназ, которые уйдут на нем в Севастополь.
7 декабря 1991 г. Приближаемся к 1-му меридиану, где точка якорной стоянки №64 (Марокко). В 9.00 будет заправка от танкера на ходу. В сопровождении появился американский эсминец, ушли греки, пришли испанцы. Много натовских самолетов и вертолетов, в основном США и Франции. В 11.00 перешли в западном направлении нулевой меридиан («Гринвичский»).
8 декабря 1991 г. 11.30 – стали на якорь и только в 18.00 приступили к заправке от «Бубнова». Вокруг нас – два наших корабля, американец, испанец, самолеты НАТО.
9 декабря 1991 г. 4.00 – закончили бункеровку. Стоим в точке 64. Окружение: СКР проекта 1135 «Пытливый», построенный на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», БПК проекта 61 «Скорый», построенный в Николаеве на заводе им. 61 коммунара и тральщик; кроме того, один американский эсминец, один американский фрегат УРО, один испанский эсминец. Наконец разобрались, почему вибрировала турбина 3-й машины после прохода Дарданелл. Воспользовавшись стоянкой и атаковав гранатами акул, опустили водолазов и обнаружили на винтах и на гребном валу 3-й машины… отличную голубую капроновую сеть. В 20.40 закончили ее снятие.
10 декабря 1991 г. Сегодня – выход в Атлантический океан! От Севастополя пройдено 2156 миль. В 12.00 снялись с якоря. «Скорый» ушел на Родину – у них авария. Нас сопровождает «Пытливый» вместе с американцем, испанцем и англичанином. В Атлантике нас возьмут северяне. 15.40 – торжественное прощание с «Пытливым». Гибралтар! 17.40 – прощай африканский берег и видимый на горизонте Танжер. Солнечно. Прошли г. Танаис – военно-морскую базу Великобритании на территории Испании. Атлантика! Время – 19 часов, 10 мин. Получили поздравление с выходом в Атлантику от первого зам.командующего Северным флотом».
***
Это полпути в Североморск. Здесь помещена только половина дневника. «Адмирал Кузнецов» прибыл в пункт своего базирования на Северном флоте Видяево – в 48 км на северо-запад от Мурманска – 20 декабря в 14.00 . Полностью дневник Г.И.Журенко опубликован в книге «Город святого Николая и его авианосцы».
Нет ничего убедительнее дневников – беспристрастных свидетелей истории.
Валерий Бабич,
судостроитель, журналист,
автор книг об авианосцах.