АННА РУБАНСКАЯ: Колыбельная для ДОФа

9:16

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

Анна Рубанская Блог ВН

Теперь точно — до свидания, лето. 20 сентября прошел последний киносеанс в ДОФе в этом году. Сезон закрывают досрочно из-за ухудшения погоды.

Киноманы и креативная молодежь Николаева давно в курсе: речь идет, конечно, о летней площадке за Домом офицеров флота, где городские энтузиасты все отмыли и облагородили, привезли проектор, соорудили модные диванчики из деревянных поддонов и уже не первое лето бесплатно показывают николаевцам кино. А в самом здании, похоже, «Зимнее морское собрание» соберется нескоро. Памятник архитектуры — в плачевном состоянии. Ускорить его спасение не помог даже визит Зеленского, хотя глава государства, как говорят, был впечатлен и обещал содействовать «наверху». Тем не менее, в президентскую программу «Большая реставрация» на 2021 год наш Дом офицеров не взяли.

Выставка стрит-фотографии в ДОФ, Николаев, Дом офицеров флота, My Art, куда пойти в Николаеве, искусство, культура (с) Фото - Александр Сайковский, ВН

Выставка стрит-фотографии в ДОФ. Фото — А. Сайковский, ВН

Дом офицеров флота, ДОФ, Кино под акациями, MyArt, кинопоказы в Николаеве, фестивальное кино, артхаус (с) Фото - Александр Сайковский, ВН

Субботник: команда Платформы MY ART готовит ДОФ к летнему сезону. Фото — А. Сайковский, ВН

Презентация в ДОФ 15 сентября. Ваша покорная слуга в объективе «НикЛайф» в приличной компании основателя сайта «Николаевский Базаръ», блогера Андрея Шинкаренко

Нужен ли молодежи «Дом молодежи»?

Осень в этом году и вправду пунктуальна. Лично я отморозила уши в ДОФе еще в прошлую среду. На площадке в этот день проходила презентация результатов архитектурно-урбанистического воркшопа, где собрались молодые специалисты из разных стран, чтобы сочинить первый в истории план обустройства площадки нашего ДОФа по современным, европейским канонам и приоритетам.

Что было примечательно? Узнав про все бюрократические круги, положенные памятнику архитектуры, молодые урбанисты заметно приуныли. Да и в принципе — заполучить под свои нужды помпезный «Дом молодежи» им не так уж интересно. Куда больше их привлекает обширная территория в центре города рядом с двумя студенческими кампусами. Там есть летний кинотеатр, куда «ходили еще наши бабушки» сразу после войны — когда здание лежало в руинах. Есть «ракушка» с фонтанчиком и эстрадой, уже насиженная киноманами. Есть образовавшиеся за годы запустения шикарные заросли, которые расчистить можно — но зачем? Это же эко-хаб! Само название, «Дом офицеров», как оказалось, тоже недостаточно современно, теперь говорят «офицеров и офицерок». А вон тот заброшенный гараж поможет нам продлить сезонность площадки и…

Гараж! Вот здесь (привет новоязу) я «поймала флешбек». По-русски — «щёлкнуло».

Новые дома культуры

В Украине, рассказали урбанисты, уже есть культурные центры, которые работают по похожей модели. К огорчению своему, я не бывала ни в одесском «Зеленом театре», ни на киевском Арт-заводе «Платформа». Зато отлично помню Warsztaty Kultury в польском Люблине.

Молодежь в Польше (Европа!) еще 10 лет назад «накатала» эту практику: захватить себе под Centrum Kultury что-нибудь разваленное и заброшенное, отмыть по минимуму, сохранив автентичность места и не влезая в заоблачные бюджеты, и заниматься там современным искусством. Люблинцы захватили старое, но крепкое и вместительное помещение автомастерских. Собственно, Warsztaty в переводе с польского и есть «мастерские». Вместить туда удалось концертный зал, кинозал, широкий холл с выставками современных художников, включая безразмерные инсталляции из мусора, палок и глубоких смыслов. В подвале было маленькое кафе с сырыми бетонными стенами без окон. Там безо всякого стеснения организаторы проводили сейшены, а именитые музыканты с удовольствием набивались в облезлый подвальчик, чтобы подогреться «жубровкой» и еще немного подуть в свои трубы.

Помню, как именно в Warsztaty Kultury я впервые в жизни увидела фильмы Лени Рифеншталь. Обещали ретроспективу в оригинальном звуке на огромном экране, а после нее — зрительское обсуждение. Если честно, я не высидела и половины показа. Рука гения фашистской пропаганды сжала мое сознание с такой нечеловеческой силой, что захотелось выбежать из зала, промыть свои мозги обратно…

А снежной зимой 2010-го Warsztaty Kultury приняли украинско-польский передвижной фестиваль Jazz Bez. «Bez» означает «без границ». Именно под такой идеей фест начинался в 2001 году, а городов в нем было всего два: Львов и Пшемысль. Расстояние между этими городами — всего 91 км, поезд идет без промежуточных станций всего 2,5 часа, однако это не точно: поезд дольше стоит на границе, чем едет. С тех пор мощный трансграничный джазовый фестиваль не пропустил ни одного года, расширил географию на всю Украину и восточную часть Польши, принял гостей из Европы, США, России. Не помешали ни Шенген, ни финансовый кризис, ни даже пандемия. Непонятно, как, но даже в 2020-м удалось провести юбилейный Jazz Bez оффлайн — под оптимистичным лозунгом «Двадцатый и живой».

Чтобы понять и прочувствовать вот это всё, нужно прийти на концерт именно в гараж. Чтобы были слеплены «из того, что было» сцена, зрительный зал, закулисье и гримерка, чтобы смешались в кучу артисты, зрители, фотографы, где-нибудь под стеночкой робко пробирался мэр городка, и при этом все мерзли совершенно одинаково. Когда хочется сказать музыкантам, насколько понравилась их музыка — я просто подходила и говорила. В гримерке первым делом после сцены грели чайник. Мне непременно вручали чашку чая, пока мы говорили о музыке, о Польше, о своих странах. С некоторыми из тех собеседников я «дружу» в Фейсбуке и переписываюсь по сей день.

«Отец немецкого фри-джаза» Петер Брётцман (справа) на фестивале Jazz Bez в Люблине, 2010. Фото — Ownetic.com

Культурный центр Warsztaty Kultury в Люблине — бывшие автомастерские. Фото — Dziennik Wschodni

А из современных инсталляций в автомастерских почему-то запомнился аквариум. В нем проживали несколько золотистых окуней, а на дно аквариума художник поместил макет дорожной развязки: трассы, эстакады, перекрестки, огромное количество дорожных знаков. Среди всего этого хаотично плавали рыбы, как полагается рыбам, взирая стеклянными глазами и на разметку, и на все эти знаки. Макет был пластиковый и серый, рыбы — живые и ярко-золотые.

Почитав местную прессу, я узнала, что той площадки в Люблине больше нет. В 2012 году команде Warsztaty Kultury из 17 человек город выдал новое помещение. Это приличный, светлый и теплый «дом молодежи» в историческом центре.

А в Николаеве, я уверена, самое время завести гараж. Под искусство. Современное, нужное и целительное. И мы, николаевцы, с интересом на него придем.

Спи спокойно до весны, ДОФ.