АННА РУБАНСКАЯ: Колыбельная для ДОФа

9:16

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Анна Рубанская Блог ВН

Теперь точно – до свидания, лето. 20 сентября прошел последний киносеанс в ДОФе в этом году. Сезон закрывают досрочно из-за ухудшения погоды.

Киноманы и креативная молодежь Николаева давно в курсе: речь идет, конечно, о летней площадке за Домом офицеров флота, где городские энтузиасты все отмыли и облагородили, привезли проектор, соорудили модные диванчики из деревянных поддонов и уже не первое лето бесплатно показывают николаевцам кино. А в самом здании, похоже, “Зимнее морское собрание” соберется нескоро. Памятник архитектуры – в плачевном состоянии. Ускорить его спасение не помог даже визит Зеленского, хотя глава государства, как говорят, был впечатлен и обещал содействовать “наверху”. Тем не менее, в президентскую программу “Большая реставрация” на 2021 год наш Дом офицеров не взяли.

Выставка стрит-фотографии в ДОФ, Николаев, Дом офицеров флота, My Art, куда пойти в Николаеве, искусство, культура (с) Фото - Александр Сайковский, ВН

Выставка стрит-фотографии в ДОФ. Фото – А. Сайковский, ВН

Дом офицеров флота, ДОФ, Кино под акациями, MyArt, кинопоказы в Николаеве, фестивальное кино, артхаус (с) Фото - Александр Сайковский, ВН

Субботник: команда Платформы MY ART готовит ДОФ к летнему сезону. Фото – А. Сайковский, ВН

Презентация в ДОФ 15 сентября. Ваша покорная слуга в объективе “НикЛайф” в приличной компании основателя сайта “Николаевский Базаръ”, блогера Андрея Шинкаренко

Нужен ли молодежи “Дом молодежи”?

Осень в этом году и вправду пунктуальна. Лично я отморозила уши в ДОФе еще в прошлую среду. На площадке в этот день проходила презентация результатов архитектурно-урбанистического воркшопа, где собрались молодые специалисты из разных стран, чтобы сочинить первый в истории план обустройства площадки нашего ДОФа по современным, европейским канонам и приоритетам.

Что было примечательно? Узнав про все бюрократические круги, положенные памятнику архитектуры, молодые урбанисты заметно приуныли. Да и в принципе – заполучить под свои нужды помпезный “Дом молодежи” им не так уж интересно. Куда больше их привлекает обширная территория в центре города рядом с двумя студенческими кампусами. Там есть летний кинотеатр, куда “ходили еще наши бабушки” сразу после войны – когда здание лежало в руинах. Есть “ракушка” с фонтанчиком и эстрадой, уже насиженная киноманами. Есть образовавшиеся за годы запустения шикарные заросли, которые расчистить можно – но зачем? Это же эко-хаб! Само название, “Дом офицеров”, как оказалось, тоже недостаточно современно, теперь говорят “офицеров и офицерок”. А вон тот заброшенный гараж поможет нам продлить сезонность площадки и…

Гараж! Вот здесь (привет новоязу) я “поймала флешбек”. По-русски – “щёлкнуло”.

Новые дома культуры

В Украине, рассказали урбанисты, уже есть культурные центры, которые работают по похожей модели. К огорчению своему, я не бывала ни в одесском “Зеленом театре”, ни на киевском Арт-заводе “Платформа”. Зато отлично помню Warsztaty Kultury в польском Люблине.

Молодежь в Польше (Европа!) еще 10 лет назад “накатала” эту практику: захватить себе под Centrum Kultury что-нибудь разваленное и заброшенное, отмыть по минимуму, сохранив автентичность места и не влезая в заоблачные бюджеты, и заниматься там современным искусством. Люблинцы захватили старое, но крепкое и вместительное помещение автомастерских. Собственно, Warsztaty в переводе с польского и есть “мастерские”. Вместить туда удалось концертный зал, кинозал, широкий холл с выставками современных художников, включая безразмерные инсталляции из мусора, палок и глубоких смыслов. В подвале было маленькое кафе с сырыми бетонными стенами без окон. Там безо всякого стеснения организаторы проводили сейшены, а именитые музыканты с удовольствием набивались в облезлый подвальчик, чтобы подогреться “жубровкой” и еще немного подуть в свои трубы.

Помню, как именно в Warsztaty Kultury я впервые в жизни увидела фильмы Лени Рифеншталь. Обещали ретроспективу в оригинальном звуке на огромном экране, а после нее – зрительское обсуждение. Если честно, я не высидела и половины показа. Рука гения фашистской пропаганды сжала мое сознание с такой нечеловеческой силой, что захотелось выбежать из зала, промыть свои мозги обратно…

А снежной зимой 2010-го Warsztaty Kultury приняли украинско-польский передвижной фестиваль Jazz Bez. “Bez” означает “без границ”. Именно под такой идеей фест начинался в 2001 году, а городов в нем было всего два: Львов и Пшемысль. Расстояние между этими городами – всего 91 км, поезд идет без промежуточных станций всего 2,5 часа, однако это не точно: поезд дольше стоит на границе, чем едет. С тех пор мощный трансграничный джазовый фестиваль не пропустил ни одного года, расширил географию на всю Украину и восточную часть Польши, принял гостей из Европы, США, России. Не помешали ни Шенген, ни финансовый кризис, ни даже пандемия. Непонятно, как, но даже в 2020-м удалось провести юбилейный Jazz Bez оффлайн – под оптимистичным лозунгом “Двадцатый и живой”.

Чтобы понять и прочувствовать вот это всё, нужно прийти на концерт именно в гараж. Чтобы были слеплены “из того, что было” сцена, зрительный зал, закулисье и гримерка, чтобы смешались в кучу артисты, зрители, фотографы, где-нибудь под стеночкой робко пробирался мэр городка, и при этом все мерзли совершенно одинаково. Когда хочется сказать музыкантам, насколько понравилась их музыка – я просто подходила и говорила. В гримерке первым делом после сцены грели чайник. Мне непременно вручали чашку чая, пока мы говорили о музыке, о Польше, о своих странах. С некоторыми из тех собеседников я “дружу” в Фейсбуке и переписываюсь по сей день.

“Отец немецкого фри-джаза” Петер Брётцман (справа) на фестивале Jazz Bez в Люблине, 2010. Фото – Ownetic.com

Культурный центр Warsztaty Kultury в Люблине – бывшие автомастерские. Фото – Dziennik Wschodni

А из современных инсталляций в автомастерских почему-то запомнился аквариум. В нем проживали несколько золотистых окуней, а на дно аквариума художник поместил макет дорожной развязки: трассы, эстакады, перекрестки, огромное количество дорожных знаков. Среди всего этого хаотично плавали рыбы, как полагается рыбам, взирая стеклянными глазами и на разметку, и на все эти знаки. Макет был пластиковый и серый, рыбы – живые и ярко-золотые.

Почитав местную прессу, я узнала, что той площадки в Люблине больше нет. В 2012 году команде Warsztaty Kultury из 17 человек город выдал новое помещение. Это приличный, светлый и теплый “дом молодежи” в историческом центре.

А в Николаеве, я уверена, самое время завести гараж. Под искусство. Современное, нужное и целительное. И мы, николаевцы, с интересом на него придем.

Спи спокойно до весны, ДОФ.