Александр Сенкевич: «Николаев может стать лучше только благодаря каждому из нас»

15:25

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

Александр Сенкевич, новости, интервью, Николаев, городской голова,

День города – не только главный городской праздник, но и время подводить итоги. Накануне 232-летия со дня основания Николаева главный редактор «ВН» встретился с городским головой Александром Сенкевичем, чтобы побеседовать о том, что изменилось в нашей жизни за последнее время, каковы главные городские достижения, что сделано, а что только предстоит сделать. Итак, наш разговор о Николаеве – о дне сегодняшнем и перспективах.

– Александр Федорович, скоро исполнится год, как николаевцы переизбрали вас городским головой на второй срок. Что изменилось за это время? Назовите главные достижения городской власти и главные проблемы истекшего периода.

– Переизбрав меня на второй срок, жители города дали возможность продолжить работу над теми проектами, которые были начаты в предыдущие годы. Конечно, остается много городских проблем, которые нужно решать уже сегодня. Одни вопросы нам удается снять с повестки дня, другие – требуют, к сожалению, большего времени и финансовых ресурсов.

Системные проблемы города можно условно разделить на три группы. Первая — инфраструктурные вопросы, глубинные проблемы, часть из которых не видны невооруженным глазом – коммуникации, инженерные сети и прочее. Вторая группа – видимые проблемы, такие как фасады, скверы, парки, пешеходные зоны. Наконец, третья – проблемы бытового характера: содержание жилфонда, вывоз ТБО. Ну и, конечно, медицина, образование, социальная сфера.

Начнем с инфраструктуры.

Мы продолжаем реализацию проекта с Европейским инвестиционным банком по реконструкции очистных сооружений канализации и канализационных коллекторов. Недавно закончили работы по прокладке нового коллектора по ул. Малой Морской на участке от Большой Морской до Чкалова. Ранее аналогичные работы были проведены на других улицах, в т.ч. на ул. Адмирала Макарова, Московской. Решение застарелой и дурно пахнущей – в буквальном смысле слова! – проблемы старых, забитых и обрушающихся коллекторов в центре города подходит к своему завершению.

Готовятся документы на получение еще одного кредита на 20 млн. евро, который будет использован для улучшения качества воды, начиная от водозабора на Днепре в семидесяти с лишним километрах от Николаева, и заканчивая очистными сооружениями водопровода в самом городе.

Дюкер в Варваровку

Закончены работы по прокладке водопроводного дюкера в Варваровку по дну Бугского лимана. В планах – закольцовка водопроводной сети в районе многоквартирных домов микрорайона, подключение частного сектора. Ведутся и предпроектные проработки по прокладке канализации, которой, как и водопровода, в Варваровке отродясь не было.

Решаются проблемы теплоэнергетического сектора. В работе масштабный совместный проект КП «Николаевоблтеплоэнерго» и Мирового банка по замене оборудования котельных на новое, более экономное и эффективное. Также реализуется проект c корпорацией NEFCO по организации теплоснабжения микрорайона в районе Херсонского шоссе с последующим отключением большой ветки сетей ТЭЦ от ул. Строителей по Херсонскому шоссе в сторону ул. Космонавтов. Это позволит не только повысить эффективность теплоснабжения, но и отремонтировать дорожное покрытие Херсонского шоссе, довести проезжую часть до норматива 4-рядного движения — по два ряда в каждую сторону.

– Кстати, а как обстоят дела с ремонтом дорог?

– На ремонт всех городских дорог нужны миллиарды. Понятно, что таких денег у нас нет. Поэтому главное – правильно определиться в приоритетах. Мы наметили ремонт ряда магистралей и второстепенных дорог, внутриквартальных проездов, дорог частного сектора. Помимо текущего бюджетного финансирования есть кредитная линия на 150 млн. грн. Эти деньги будут использоваться по мере необходимости.

Совместно с облгосадминистрацией и Мининфраструктуры готовится проектная документация по строительству объездных дорог в портовую зону. Идет подготовка к строительству дорог в порты Корабельного района, занимаемся многострадальной ул. Новозаводской. В бюджет 2022 г. будут заложены средства, чтобы обустроить её как дорогу для большегрузного транспорта, идущего в порт.

Ремонт дорог в Николаеве

Пять лет мы переписывались со Службой автомобильных дорог по вопросу ремонта городских магистралей, относящихся к её ведению. Наконец, вопрос решился. Приношу извинения николаевцам и гостям города, страдавшим от проблем, которые были связаны с выполнением дорожных работ. Но зато впервые за многие годы были отремонтированы магистрали в Варваровке, проспект Героев Украины, часть улиц Б.Морской, Пушкинской, Никольской.

Нюанс в том, что Служба автодорог отвечает только за дорожное покрытие. А вот освещение, знаковое хозяйство и прочее остается на плечах города. Теперь мы должны выполнить разметку на новом асфальтобетонном покрытии, сделать парковочные карманы у остановок общественного транспорта, поднять бордюрные камни и люковые закрытия коммуникаций, проходящих под проезжей частью.

Проблема дорог неразрывно связана с сетями ливневой канализации, которые прежде обслуживались по остаточному принципу. Сегодня мы активизировали работу по этому направлению. Разрабатывается проект реконструкции ливнеприемника в районе «Дормашины», до конца года мы получим проектное решение. Чтобы исправить проблему, преследующую город десятилетиями, нужно разобраться с коммуникациями, перекрывающими коллектор, очистить его от иловых наносов и мусора, а также восстановить в местах разрушений, поскольку физический износ коллектора очень велик.

Мы продолжаем взаимодействие с рядом министерств и ведомств по передаче Варваровского моста на баланс Службы автодорог. Забирать его государство не торопится, т.к. в госбюджете текущего года нет денег на содержание такого масштабного и сложного инженерного сооружения. Но мы полны решимости закрыть вопрос, а затем займемся передачей Ингульского моста, который также имеет стратегическое значение для страны.

В стадии разработки — проект строительства нового пешеходного моста через Ингул в районе нижнего БАМа. Металлические понтоны будут заменены на железобетонные. Это мировая практика, обеспечивающая длительную и безопасную эксплуатацию мостового сооружения.

– Какие перемены происходят в сфере муниципального пассажирского транспорта?

– На днях получим первые 10 из 40 новых троллейбусов. Это современная, комфортабельная техника. Вскоре будет определен победитель тендера на поставку 20 троллейбусов с автономным ходом, которые смогут отключаться от контактной сети и добираться до городских окраин, имея в запасе 20 км хода на заряде аккумуляторов. К сожалению, придется проводить повторный тендер на закупку 45 автобусов. В предыдущем тендере побеждал представитель компании «МАЗ», но Евросоюз ввел санкции против Беларуси, а транспорт закупается за счет европейского кредита. Поэтому от «МАЗов» пришлось отказаться.

– Иными словами, это не прихоть Сенкевича, а следствие большой политики, заложниками которой мы оказались?

– Именно так. Конечно, можно обойтись и без кредита, но тогда мы покупали бы не больше 2-3 автобусов в год, а для города это слишком мало.

Зеленые «МАЗы» «Николаевпасстранса»

Добавлю, что коммунальный «Николаевпасстранс» накопил опыт эксплуатации первых 23 закупленных автобусов средней вместимости, показал новый уровень транспортного обслуживания горожан. Предприятие создавалось с нуля, ведь все АТП на территории города давно приватизированы. Нам пришлось создавать новую базу, решать вопросы гаражирования, обслуживания, привлечения водителей.

Вскоре выйдет на маршрут первый реконструированный трамвай на базе старого советского КТМ-5 Усть-Катавского вагоностроительного завода, от которого там остались разве что тележки с колесными парами. Всё остальное – от корпуса до электронной начинки – новое. Такая «проба пера» позволит в будущем реконструировать городские трамваи. Для сравнения: реконструкция, позволяющая эксплуатировать вагон долгие годы, обойдется в 4-5 млн. грн., тогда как новый трамвай стоит от 25 до 40 млн. грн.

Продолжается текущий ремонт покрытия «трамвайной» улицы Потемкинской. Капремонт потянул бы на сотни миллионов, поскольку пришлось бы решать вопросы с инженерными сетями, рельсошпальной решеткой. Мы пошли по эконом-варианту, а указанные проблемы будем решать постепенно, ведь плитка, которой выстилается улица, это не асфальт: её при необходимости можно аккуратно снять, а потом уложить на место.

Вообще хочется, чтобы горожане отдавали предпочтение коммунальному транспорту, тем более что он будет радикально обновлен. После введения электронного билета мы оптимизируем маршруты так, чтобы пассажир, заплатив один раз, мог без проблем добраться в нужное ему место, пусть даже с пересадками. Электронный билет будет действовать по времени, а не по факту проезда.

Идет работа по благоустройству парков и скверов, хотя тут бывают накладки. Например, сквер «Николаевский», что на ул. Космонавтов, оказался в руках недобросовестного подрядчика, и мы будем выбирать нового. Ведется работа с ОГА и облсоветом по обновлению парка Победы, надеемся получить на эти цели деньги из госбюджета.

– Разъясните ситуацию с ремонтом детского городка «Сказка», который открылся только к концу летних каникул.

– Это наш опыт государственно-частного, точнее, муниципально-частного сотрудничества. Мы провели конкурс, определили победителя, обновили две трети детского городка. Да, по срокам – затянулось, но зато вы посмотрите на эту красоту! В следующем году проведем дополнительные сети водоснабжения, освещения, сделаем упор на бесплатные аттракционы. Реконструкция будет полностью завершена к 40-летию с момента открытия «Сказки».

Продолжается ремонт пешеходных зон. Там, где проходят подземные коммуникации, мы используем бетонную брусчатку. К сожалению, допущен очевидный провал с велоинфраструктурой. Мы намерены 5% дорожного фонда направить на прокладку велодорожек в тех местах, которые определят сами активисты велодвижения.

Жильцы многоквартирных домов стали их совладельцами, по закону они должны сами следить за своей собственностью, ремонтировать её. Но город не может оставаться в стороне. Мы помогаем решать капитальные проблемы, прежде всего ОСМД, которых уже около 750 (всего в городе 3300 многоквартирных домов). Ведется работа по ремонту крыш, лифтового хозяйства, проводится энергомодернизация. Будем корректировать программу «Теплый Николаев» с целью сделать её более справедливой и понятной для горожан, а главное – максимально эффективной, чтобы расчетная окупаемость выполненных работ не исчислялась долгими десятилетиями.

– Еще одна неприятная ситуация — результаты внешнего независимого оценивания выпускников школ, где Николаев оказался в хвосте рейтинга. Почему?

Главное в учебе — мотивация

– Результаты ВНО низкие по всему югу Украины. Это тенденция многих лет, и тут глупо обвинять кого-то одного. Знаете, качество занавесок и парт, наверное, не слишком влияет на качество образования. Главное – мотивация учителей и самих детей. Мы будем работать с Минобразования, чтобы исправить ситуацию.

– Иными словами, вы не сторонник поспешных шагов – наказать, уволить?

– Нет, конечно, я против примитивного популизма, уволить мы всегда успеем. Я сторонник глубокого анализа ситуации, правильных выводов и системной работы над ошибками.

Я учился еще в старом корпусе Муниципального коллегиума на углу Садовой и Спасской. Окна были забиты поролоном и страшно сифонили, туалет – выгребная яма на улице, мебель – старая и ужасная, девочки рвали колготки о стулья. Но при этом – высокое качество знаний, большое количество «олимпиадников», даже мирового уровня. Наши выпускники сегодня занимают ведущие позиции в бизнесе, в госуправлении, науке, других сферах деятельности. Я не хочу сказать, что материально-техническая база — это что-то второстепенное. Да, компьютеры, интерактивные доски, лингафонные кабинеты важны. Но это далеко не всё. Куда важнее объяснить детям необходимость получения качественных знаний, саморазвития, нацеленности на успешное будущее. Нужна и мотивация для учителей. Когда один ведет массу уроков в переполненных классах, а другой – два занятия в группе из 15 человек, и при этом оба получают одинаково, – это неправильно. А материально-техническую базу, конечно, нужно развивать, что мы и делаем в рамках государственной программы «Новая украинская школа».

— Особенность последних полутора лет еще и в том, что мы жили в условиях мировой пандемии…

— Да, COVID-19 принес много бед. Сейчас мы, как и вся Украина, готовимся к новой волне заболеваемости. А отпор предыдущим смогли дать в тесном взаимодействии с социально ответственным бизнесом. Пандемия показала, насколько важно с особым вниманием относиться к медицине. К сожалению, наши финансовые возможности не позволяют в полной мере эффективно ответить на такие неожиданные вызовы, как COVID-19. И здесь пришли на помощь николаевские предприятия. Спасибо глиноземному заводу, который за свои средства с нуля построил современный ковидный госпиталь на базе горбольницы №5, куда вложил более 150 млн. грн. Спасибо компании «НИБУЛОН», потратившей свыше 100 млн. грн. на помощь медицине Николаева, отремонтировавшей массу палат, инсультное отделение для ковидных больных в горбольнице №1, обеспечившей медучреждения современными системами подачи кислорода больным. Спасибо порту «Ника-Тера», НПКГ «Зоря»-«Машпроект», компании «Pepsico» и всем, кто помог бороться с этим опасным заболеванием.

Медики выиграли бой, но войну с пандемией еще только предстоит выиграть. Некоторые заплатили за эту победу самую высокую цену – отдали собственную жизнь. Со своей стороны мы застраховали всех медработников, и те из них, кто пострадал от COVID-19 на боевом посту, получают положенные выплаты.

— Каковы планы городской власти на обозримое будущее?

— У нас огромное количество планов, главное, чтобы они совпадали с нашими финансовыми возможностями. На прошлой неделе в Министерстве развития территорий я в очередной раз озвучил предложение передать часть портовых сборов на развитие местных общин. Город нужно системно развивать, а не просто восстанавливать после нашествия караванов фур, движущихся в порты.

Несмотря на то, что местное самоуправление получает всё новые полномочия, требующие расширения аппарата, мы намерены оптимизировать структуру исполнительных органов, сократить количество муниципальных служащих. Будем ориентироваться на опыт Винницы, Львова, Мариуполя, Днепра, где такие реформы уже проведены. Ориентировочно сократим аппарат управления на 180 штатных единиц. Сейчас вопрос изучает специальная рабочая группа из числа депутатов и чиновников.

Город нужно любить не только на словах. Николаев может стать лучше только благодаря каждому из нас. А это — соблюдение правил благоустройства, уход за придомовыми территориями, борьба с несанкционированными свалками, создание и развитие ОСМД и многое-многое другое. Совместными усилиями нам по плечу сформировать городскую среду, где жить будет комфортно и безопасно. Кстати, мы собираемся обновить систему «Безопасный город», увеличить количество видеокамер в общественных местах, чтобы бороться с преступностью и вандализмом: хищениями тротуарной плитки, зеленых насаждений, погромами остановочных павильонов.

Пользуясь случаем, поздравляю читателей «ВН» и всех николаевцев с главным городским праздником. Желаю здоровья, оптимизма, смелых планов и грандиозных свершений. И приглашаю на празднование 232-й годовщины со дня основания Николаева. Естественно, с соблюдением карантинных мер.

Беседовал Станислав Козлов.