Access помогает подросткам

14:14

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

В минувший понедельник итоговой онлайн-конференцией завершилось обучение группы из 22 николаевских подростков, участвовавших в Программе малых стипендий по изучению английского языка Access Посольства США в Украине.
Access работает в десятках стран мира, включая многие регионы Украины. В нашем городе реализуется с 2016 года на базе Центральной городской библиотеки им. М. Кропивницкого благотворительным фондом «МЕТА» при поддержке Посольства США в Украине и администрировании общественной организацией «Свитло» (г. Киев). Её выпускниками стали уже более шести десятков николаевцев.
В группы отбираются дети из семей, оказавшихся в сложных жизненных условиях — малообеспеченные, переселенцы с временно оккупированных территорий, подростки с проблемным здоровьем, дети участников АТО. При этом они уже должны владеть определенным уровнем знания языка, ведь общение в рамках программы ведется исключительно на английском.
Логика организаторов очевидна: ребенок из обычной семьи и без того имеет возможности, прежде всего финансовые, чтобы в совершенстве овладеть английским. А вот талантливые ребята, ограниченные в финансах, имеют возможность получить грант на обучение от Государственного Департамента США.
В прежние годы «ВН» уже писал об Access. Но обучение нынешней группы кардинально отличалось. В условиях пандемии организаторы и грантодатели постарались сделать все, чтобы обезопасить участников от заболевания КОВИД-19. Поэтому занятия группы, сформированной еще весной 2020 года, проводились дистанционно в интернете, а основными инструментами обучения стали компьютер, планшет или смартфон.
— Мы усилили IT-компонент, дали возможность овладеть современными компьютерными технологиями, — рассказывает преподаватель Лидия Айзикова. — К онлайн-формату студенты приспособились легко и эффективно работали, словно находились вместе в одной аудитории. Мы сдружились, стали единой командой. Ребята не только серьезно повысили уровень знаний английского, но и узнали очень много об истории, географии США, праздниках, культуре этой страны, о традиционных американских ценностях, позволивших стать ведущей державой мира. Наконец, дети получили знания и навыки, которые пригодятся во взрослой жизни.
О чем речь? Коротко не ответить. Таких навыков много. Например, критическое мышление, медиа-грамотность, умение правильно воспринимать информацию в СМИ и соцсетях, оценивать её достоверность по определенным критериям. Зачем? Да чтобы не дать собой манипулировать с помощью неправдивой информации, чтобы быть активными членами общества, грамотно и осознанно принимать решения. Также это лидерские качества, толерантность, коммуникативные навыки, умение держать себя на публике, знакомиться, общаться, создавать команду, коллективно работать для реализации общей цели и укладываться в нужные сроки. Естественно, это и владение цифровыми технологиями.
Одно из направлений — волонтерство, умение помочь нуждающимся в чем-либо. В условиях пандемии это было телефонное волонтерство. Николаевцы приняли участие в проекте «Мой телефонный друг»
— Во время карантина немало людей, прежде всего пожилых, оказались дома наедине с собой, — рассказал участник команды Mykolaiv Access Крис Федюкин. — Мы звонили им, общались, подбадривали. Я общался с пенсионеркой из Харькова, узнал много нового, её богатый жизненный опыт. Знаю, что другие студенты обсуждали с пожилыми людьми даже творчество музыкальных групп их молодости — «Queen», «Scorpions», «Modern Talking». Проект учит человечности!
— Я узнал о программе Access от классного руководителя, — вспоминает ученик школы №34 Артур Ибрагимов. — Вступительный тест оказался достаточно несложным. А когда приступил к занятиям, то понял: Access — уникальная возможность для тех, у кого не хватает денег на репетиторов или дополнительные платные учебные курсы, чтобы овладеть английским. Я узнал много нового, многому научился и еще больше убедился в правильности своего выбора: хочу стать переводчиком.
В рамках программы студенты, изучая историю ирландских переселенцев Америки, отмечали День Святого Патрика, а в День Мартина Лютера Кинга узнали о его принципах ненасилия, надеждах на будущее с равенством и справедливостью для всех. Они следили за инаугурацией нового президента США, обсуждали значимость события, сравнивали знаковые моменты инаугурационных речей Авраама Линкольна, Джона Кеннеди, Рональда Рейгана, Барака Обамы.
Однако не стоит думать, что ребята были оторваны от местной реальности. Например, они участвовали во встрече с менеджером Агентства развития Николаева Евгением Гомонюком, который делился опытом и показал, как можно изменить жизнь города к лучшему, привлекая творческих людей в значимые проекты. Беседовали с художницей из Николаева Анжи Шустер (Богаченко), ныне живущей в Германии. Отмечали день рождения Тараса Шевченко, парадоксально признав его «хипстером XIX века». Коллективно создавали английские субтитры для видеопроекта «Музей-мемориальный комплекс памяти и примирения «Шталаг 364» (речь об истории концлагеря на Темводе в годы оккупации Николаева нацистами). Создавали плакаты о творчестве николаевских поэтов Эмиля Январева, Валерия Бойченко, Николая Винграновского. Ко Дню Белой Трости (день солидарности со слабовидящими и незрячими) сделали подборку аудиозаписей поэтов Дмытра Креминя и Владимира Пучкова на разных языках. Общались с николаевскими выпускниками Access предыдущих лет, поступившими в престижные университеты Украины и других стран, поделившимися своими историями успеха, старт которым дал именно Access.
Еще одна из особенностей — работа с очками виртуальной реальности (VR-очками), которые детям на время летнего лагеря любезно предоставили администраторы проекта – общественная организация «Свитло» при финансовой поддержке Посольства США. В прежние годы летние лагеря проходили на морском побережье. Теперь же, из-за коронавируса, моря не случилось, но VR-очки послужили достойной компенсацией.
— Виртуальные путешествия по США, в частности, посещение галереи Стива Хэда — самобытного художника из Миссури, который создает не только реальные, но и цифровые картины, оставили неизгладимое впечатление, — говорит преподаватель Оксана Евзикова. — Дети погружались и в удивительную 3D-реальность, и в языковую среду, общаясь с американским художником онлайн. Мы оказались первыми европейцами, посетившими его новую выставку, и это стало событием для штата, нами даже заинтересовалось американское телевидение. Впрочем, и николаевских журналистов заинтересовал Стив Хэд, предложивший нашему вниманию оригинальную историю своей семьи.
Заметим, что были приняты необходимые меры предосторожности, все прошли инструктаж, чтобы не навредить своему здоровью, ведь для большинства VR-очки — дело неизведанное, и тут необходимо иметь навыки работы с подобными аксессуарами.
А что же родители подростков? Возможно, они отнеслись к программе с опаской? Вовсе нет!
— Когда дочки проходили конкурсный отбор, я нервничала больше всех, ведь они были самыми маленькими, им едва 13 исполнилось, — рассказывает Ирина Перелёт, мама двойняшек Елизаветы и Екатерины. — Но страхи оказались напрасными. Нас взяли, и на выходе мы получили прекрасный American English, социализацию, коммуникативные навыки, расширение кругозора. Интенсивное обучение — 3 раза в неделю по 2 часа — позади. Девочки стали серьезнее и увереннее в себе.
Станислав Козлов.