№ 104-105№ 106 (4164) 20 Сентября 2018г.№ 107-108 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


БОЛЕВАЯ ТОЧКА


20 Сентября 2018г.

Прочитали: [775]

Игорь Данилов

Мореходка – на выход!

Вечерний Николаев
Профессионально-техни ческое училище «Николаевская мореходная школа» окончательно расформировано. В министерстве образования, таким образом, решили поставить точку в затянувшейся истории с определением статуса этого учебного заведения.
В Николаеве надеялись до последнего. Писали письма, направляли обращения, но, как справедливо заметил один из депутатов городского совета, нам дали пощечину. Звонкую, хлесткую. Как будто одна из колонн, поддерживавших наш город на протяжении всей его истории, рухнула.
Теперь улице Мореходной можно вернуть ее прежнее название – 5-я Поперечная. А заодно задуматься о переименовании других улиц, по которым моряки уже давно не ходят. Адмиральскую назвать Чиновничьей, Большую Морскую – Полицейской, Малую Морскую – Коллекторной. Давайте смотреть правде в глаза: сегодня Николаев можно называть каким угодно городом – торговым, криминальным, бездорожным – но только не морским.
Я ДУМАЮ, ЧТО ТАКАЯ ШКОЛА БУДЕТ
СУЩЕСТВОВАТЬ ВСЕГДА
Так в начале нулевых говорил Леонтий Тимофеевич Посунько, работавший в то время заместителем директора Николаевской мореходки. Он смотрел, как на смену преподавателям старшего поколения приходят молодые, прошедшие хорошую морскую и жизненную школу, окончившие высшие учебные заведения, достигшие в своем деле значительных успехов.
Не видел туч над мореходкой и ее директор Александр Корниецкий.
«Пока у нас есть такое образование, мы можем претендовать на статус морской державы, а если мы его потеряем, то восстановить его будет практически невозможно. Об этом красноречиво свидетельствует опыт других городов Украины и России. Наше образование высоко ценится в стране и мире, в тренажерном центре нередко проходят тренажерную подготовку и иностранные моряки», – утверждал он в одном из интервью.
Это учебное заведение не относили к числу престижных, но учитывая его историю, название произносили с большим уважением. Иначе быть не могло, ведь годом рождения нашей мореходки принято считать 1789 год. Эту дату и сегодня можно увидеть над центральным входом.
Тут, конечно, можно поспорить, и вот почему.
Как следует из документов российского Военно-Морского флота, морское образование в Николаеве берет начало именно в 1789 году, когда по распоряжению Екатерины II в новый город для организации штурманской школы были направлены «число потребное мичманов для флота нашего Черноморского... из морского кадетского корпуса гардемаринов» и команда воспитанников навигационного класса и гимназии чужестранных единоверцев».
По другой версии, годом создания мореходки можно считать 1871-й. Им датируется Положение Российского министерства финансов об открытии мореходного класса в г. Николаеве, где готовили бы шкиперов каботажного плавания, штурманов дальнего плавания, а также корабельных мастеров.
Прибавили школе сотню лет или нет – пусть решают историки. Восемнадцатый век, девятнадцатый… Событий на них пришлось немного. Зато век двадцатый – как телеграфная лента:
1903-й. Главным управлением торгового мореплавания вводится двухгодичное обучение.
1917-й. На базе уже существующих классов в Николаеве открывается школа при Черноморском морском пароходстве для подготовки плавсостава и кадров берегового направления.
1944-й. 400 курсантов школы овладели специальностями моториста, матроса и электрика.
1945-й. Школа переименовывается в мореходную и прочно закрепляется в составе Черноморского морского пароходства.
1967-й. Николаевской мореходной школе присвоено имя Героя Советского Союза К. Ольшанского, а выпуск увеличился до 600 человек в год по специальностям: моторист, машинист, турбинист, водолаз. Выпускников школы можно увидеть во всех пароходствах СССР.
1991-й. Несмотря на то, что ЧМП закончило год с прибылью 270 миллионов рублей и валютной выручкой 788 миллионов долларов, раздел торгового и пассажирского советского флота приводит к ухудшению экономического состояния пароходства, и мореходную школу передают на баланс Николаевского морского торгового порта.
2005-й. Решением Кабинета Министров Украины мореходная школа вошла в состав Киевской академии водного транспорта и получила название «Обособленное подразделение Государственной академии водного транспорта Николаевское профессионально-техническое училище «Мореходная школа».
ТРУЖЕННИКИ МОРЯ
За все время существования Николаевской мореходки из ее стен вышли почти 40 тысяч выпускников – специалистов, без которых не обходится ни одно судно. В то время, как другие учебные заведения гнались за повышением статуса и уровня аккредитации, в Николаеве совершенствовали учебный процесс и укрепляли материально-техническую базу. Вот как ее описывал Александр Корниецкий:
«У нас есть хорошо оборудованные мастерские – токарная, сварочная, такелажная, плотницкая, современные тренажеры, в том числе – действующая модель навигационного мостика, который представляет собой имитацию судна. Здесь, на этом действующем тренажере, взрослые специалисты морского дела проходят переподготовку, вместе с ними обучаются и курсанты. Есть тренажер машинного отделения, где отрабатываются возможные аварии на судне. Электрики обучаются на стендах, которые разработали сами преподаватели школы. Есть аппаратура действующих механизмов – машинное отделение с двигателем в реальном изображении. Курсанты имеют возможность изучать морские профессии на большом учебно-производственном судне, которое базируется на Каботажном моле. Здесь можно поработать в настоящем машинном отделении, грузовых помещениях, на рефрижераторной установке, потренироваться на спасательных устройствах и даже узнать, что такое настоящий камбуз и флотская столовая. Есть еще одно судно-тренажер, отданное когда-то морским портом для «мореходки», где отрабатываются аварийные ситуации. Мы имеем свою водную станцию, где курсанты проводят такелажные работы, отрабатывают навыки с корпусными деталями, ходят в шлюпочные походы. Есть еще один пароходик, который будет использован как тренажер в подготовке специалистов для рыбопромыслового флота».
Николаевцы не без гордости говорили: наша мореходная школа – лучшая в системе Министерства транспорта по подготовке рядового состава – тех самых тружеников моря, которых охотно брали на работу отечественные и зарубежные судоходные компании. Россияне предлагали присылать своих ребят с Севера, так как там их просто негде учить морскому делу.
Проще всего было выпускникам николаевских школ, мечтавшим о романтической морской профессии. При этом, для учеников базовых общеобразовательных школ №31 и №35 действовали специальные морские группы, в которых набирались учащиеся после 9-х классов. Для них это было очень удобно – одновременно закончить общеобразовательную и мореходную школы, получив аттестат о среднем образовании и диплом по одной из морских специальностей.
Николаев мог стать базой украинского учебного флота. Такие планы вынашивались в Государственной академии водного транспорта, но никто не поставил в расчет один фактор, который, как оказалось, стал основополагающим: управлять морской отраслью, в отличие от судна, никто в Украине к тому времени так и не научился.
АЛЛО, ЭТО КИЕВ?
Того, что случилось сегодня, ожидали давно, ведь Приказ Министерства образования и науки о ликвидации ОП Киевской государственной академии водного транспорта им. гетьмана П. Конашевича-Сагайдачного «Николаевское ПТУ «Мореходная школа» был подписан еще в мае 2016 года.
Бюрократия долго измывалась над мореходкой. Приняв решение, но не определив порядок его исполнения, учебное заведение словно запустили в лабиринт. И больше всех ситуация беспокоила выпускников. Получение диплома без прохождения практики ставило их квалификацию под большой знак вопроса. В ответ на это в министерстве пожимали плечами. Дескать, закон о профессионально-техническом образовании еще не принят, и единственное, что в этой ситуации понятно, – принимать на обучение в Николаевскую мореходную школу уже нельзя.
Депутатов городского совета, что называется, задели за живое. Решив, что учебное заведение по подготовке моряков в Николаеве нужно во что бы то ни стало сохранить – пусть и не в виде мореходной школы, – они обратились к министру образования Лилии Гриневич с предложением передать в коммунальную собственность города здание профессионально-технического училища «Мореходная школа» и водной станции по ул. Спортивной, 17/2.
Городской совет поддержала областная государственная администрация. Руководивший ею в ту пору Вадим Мериков вместе с народными депутатами от Николаевщины направили министру обращение, в котором «…учитывая многолетнюю историю учебного заведения и его социально значимую роль для региона» призвали внести изменения в приказ Министерства образования и науки от 4 мая 2016 года №483 в части ликвидации мореходной школы.
Но и это не сработало. Киев, как и в случае с передачей в городскую коммунальную собственность земельного участка, на котором находится Спортивный городок в парке Победы, Николаев снова проигнорировал.
Итак, в комплексе зданий на улице Мореходной собираются сменить вывеску. Если над центральным входом оставят надпись: «Год основания – 1789-й», николаевцы поймут, но это будет выглядеть не совсем логично, ведь помещения планируется передать в ведение Черноморского национального университета имени Петра Могилы.
На базе другого николаевского вуза – Национального университета кораблестроения – предполагается открыть свою мореходную школу, хотя всем понятно, что речь идет не более чем о подразделении университета.
В Министерстве образования, кстати, не возражают, напоминая, что НУК наделен этим правом, и в компетенцию ведомства этот вопрос не входит.
Тем временем, Николаевский морской лицей имени профессора Александрова, готовящий кадры для того же Национального университета кораблестроения, продолжает испытывать проблемы с помещениями. Это вам не в море выйти – тут на порядок сложнее.
Игорь Данилов.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   



ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Покатушки в осенних тонах
Велосипедистов в нашем городе в последнее время стало очень много.
Кто-то сел на «железного коня» давным-давно, да так на нем и «завис», кто-то - из любви к здоровью и активному образу жизни, а кто-то – из соображений экономии. Как бы то ни было, но владельцев и активных пользователей этого вида транспорта в Николаеве с каждым днем становится больше. ...
Подробнее Читали: [884] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 104-105 (4162-4163)
104-105 (4162-4163)


Читайте свежие городские хроники



 

Просто напомним:
Это № 106 (4164)
от 20 Сентября 2018г.


№ 104-105    № 107-108

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru