№ 59№ 60 (2622) 29 Мая 2008г.№ 61 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


ТЕМА ДНЯ


29 Мая 2008г.

Прочитали: [2989]

Екатерина Наточа

ЭКСКЛЮЗИВ ОТ МИХАИЛА ОЗЕРНОГО

Вечерний Николаев
Однажды на выставке по итогам пленера живописи, который проводился в Крыму, николаевские художники не без юмора вспомнили такой эпизод: "Утро. Солнце еще не встало, а в коридоре гостиницы уже кто-то шлепает: это Озерный со своим мольбертом идет на этюды. Как тут поспишь и отдохнешь? Раз Михаил Иванович проснулся, значит, надо идти работать!". И хоть он старался ступать по коридору тихо, чтобы никого не разбудить, все же остальные художники прекрасно все слышали. Он всегда задавал тон другим, много, плодотворно и с огромным интересом работал, что вставал очень рано, как только солнце касалось своими лучами горных хребтов. И это служило сигналом для других: отставать в таких творческих поездках у художников не принято.
- Я сельский житель, - говорит Михаил Озерный. - Меня мама приучила рано вставать. Она говорила: "Кто рано встает, тому Бог дает". Расталкивала меня и отправляла то пасти корову, то огород прополоть, то сена накосить. В селе жизнь начинается до восхода солнца. Вскоре я и сам понял, что чем раньше встанешь, тем больше успеешь сделать. Иногда я думаю, сколько я мог бы потерять, проспав хоть однажды восход солнца, утреннюю росу, пение птиц, свежую тишину. И вообще, как утро задастся, так и день пройдет. Работать утром - одно наслаждение.

КТО РАНО ВСТАЕТ
Михаил Озерный родился в селе Васильевка Лебединского района Сумской области. После службы в армии поступил в Косовское училище прикладного искусства в Ивано-Франковской области, а по окончании училища в 1965 году остался там преподавать. В 1968 году Михаила Озерного приняли в Союз художников СССР, и вскоре он стал главным художником Косовского художественно-производственного комбината Художественного фонда Украины, где проработал четыре года. С 1969 по 1973 год - член республиканского художественного совета по монументальному искусству, с 1973 по 1986 год - главный художник г.Николаева и Николаевского художественно-производственного комбината. В 1981 г. за создание первого в СССР музея судостроения и флота в Николаеве группе самых активных участников, в составе которой был и М.И.Озерный, была присуждена Государственная премия им.Шевченко. Михаил Озерный награжден медалью "Ветеран праці", почетным знаком "За багаторічну плідну працю в галузі культури". Работы Михаила Озерного находятся во многих музеях и в частных коллекциях. Он - постоянный участник областных, всеукраинских, международных выставок, творческих пленеров.
29 мая в выставочном зале Дома художников открывается персональная юбилейная выставка Михаила Озерного. В экспозицию войдут около 100 живописных работ художника - пейзажи, портреты, натюрморты. Это всего лишь малая часть того, что успел сделать Михаил Озерный за 40 лет членства в Союзе художников Украины. А, собственно, что такое для художника 70-летие? Это - расцвет творческой деятельности, это большая жажда работать, это новые идеи, которые требуют немедленного воплощения в жизнь. И если бы Михаила Озерного спросили, сколько работ в его запаснике, он не смог бы ответить, никогда не подсчитывал. Но историю одной картины, может быть в профессиональном плане и не представляющей особого интереса, но определившей всю его дальнейшую жизнь, хорошо помнит. Тем более что это одно из самых ярких воспоминаний детства.
КАРТИНА -
МАСЛОМ

В послевоенной Васильевке на Сумщине, где родился и вырос Михаил Озерный, не было ни художественной школы, ни профессиональных художников, у которых можно было бы брать уроки мастерства. Но рисовать ему очень хотелось. Рисовал карандашами, мелками, углями и всем, что попадало под руку, лепил из глины, мастерил из соломы, дерева. А мечтал о настоящих красках, ведь только ими можно передать и красоту природы, и полноту жизни (в этом Миша был уверен). Где-то в седьмом классе Михаил узнал об услуге "Товары - почтой" и выписал себе краски из самого Ленинграда. Естественно, маме пришлось продать курицу, чтобы выкупить эти краски. И когда ему пришла посылка с заказом, радости мальчишки не было предела. Удивительно, но мама, у которой было достаточно взрослых проблем, разделила с сыном радость и выделила для юного художника белую простыню для работы. Для грунтовки полотна Миша смочил простыню в олифе (до многих вещей ему приходилось доходить самому), затем написал картину - "Три богатыря". Это была копия известной картины "Богатыри" Васнецова. Целую неделю огромная картина, написанная масляными красками, сохла на веревке для белья во дворе. Все село ходило смотреть это незабываемое полотно. А потом они с мамой повесили "Три богатыря" на стену вместо прикроватного ковра.
Это было настоящее событие: в Васильевке появился художник-самородок, и семикласснику Михаилу Озерному начали поступать заказы: "Миша, нарисуй ковер!". И Миша рисовал. Так над кроватями односельчан появились самодельные ковры, на которых были изображены то богатыри, то бегущие олени, то медведи в лесу. Каждая картина - эксклюзив, ручная работа, и это очень ценилось. Михаил Озерный стал главным и единственным художником в Васильевке. Работал не покладая рук, никому из односельчан не отказывал. Были и другие просьбы. Тогда, в послевоенные 50-е годы, людям хотелось не только вдосталь хлеба, но и красоты. Многие хотели сфотографироваться, запечатлеть себя на фоне пальм в хромовых сапогах и с выставленными напоказ ручными часами, а их желательно было украсить, чтобы сразу бросалось в глаза наличие этого драгоценного предмета. Михаил Озерный аккуратно снимал стекло и на циферблате грубых отечественных часов "Победа" рисовал по желанию заказчиков то ли Кремль, то ли другую картину. Это был “кич” чистой воды, но он радовал односельчан, и это также приносило удовлетворение исполнителю. Вскоре Мишу Озерного пригласил к себе председатель местного колхоза и предложил стать колхозным художником - оформлять наглядную агитацию, писать плакаты. Некоторые запомнились на всю жизнь, вот, например, стихотворные плакаты о кукурузе, королеве полей, которой так увлекся руководитель компартии Никита Хрущов.
Потом была армия, служба в Венгрии, знакомство с армейскими художниками. Снова - плакаты, стенгазеты, наглядная агитация. И хоть Михаил Озерный занимался этой работой с удовольствием, все же мечтал учиться, чтобы стать настоящим художником. И эта мечта все больше не давала ему покоя.
"ЛЕНИН -
НУЖЕН?.."
Уже к окончанию службы Михаил Озерный попросился в увольнение на несколько дней, чтобы сдать вступительные экзамены в училище прикладного искусства в г.Косов Ивано-Франковской области. "Солдатик" (так его называли поначалу в училище) сразу был зачислен. На радостях он приехал на учебу в чем был - в "хэбэшной" военной форме, и, поскольку было лето, даже шинельку не взял. А потом, когда наступила зима, пожалел об этом. На тот момент у него не было одежды, да и жить особо не было за что. Дело в том, что Михаил, уже отслуживший армию, считал себя довольно взрослым и самостоятельным человеком, и нагружать маму проблемами своей взрослой жизни ему даже в голову не приходило. Мама не знала об учебе и считала, что сын после армии уже работает и зарабатывает себе на хлеб. Выжить помогали друзья, умение найти выход из любой создавшейся ситуации и прекрасное чувство юмора. Студент-"солдатик" подрабатывал, как мог. Выполнял разные заказы, ведь он умел делать любую черновую работу: писать плакаты, оформлять наглядную агитацию, делать керамические композиции. А однажды с другом, у которого был мотоцикл с коляской, изучив спрос по окрестным селам, взялся за очень серьезное дело. Озерный лепил из гипса бюсты вождя пролетариата В.Ленина (оказалось, что это самый ходовой пропагандистский товар), потом с другом погружали в коляску Владимира Ильича и ехали в любое село прямо к председателю колхоза. "Ленин - нужен?", - спрашивали студенты у председателя колхоза, и, откинув брезент мотоциклетной коляски, показывали произведение. Ни один председатель не мог устоять. Гипсовый вождь мирового пролетариата занимал свое почетное место в кабинетах начальников, а скульптор, довольный вознаграждением, уезжал дальше. Так приходилось зарабатывать на жизнь. Был заработан самостоятельно модный клетчатый пиджак, первое пальто, стильные штаны и даже индийские туфли, которые были так хороши, что студент Миша Озерный долго не решался их надеть, а все доставал из коробки и любовался ими.
Но это так, проблемы быта, с которым молодой художник всегда справлялся сам. На самом деле быт никогда не стоял у него на первом месте. Вспоминается даже такой эпизод. Это было уже когда Михаил Озерный работал и женился - к ним в гости в Косов нагрянул знаменитый режиссер Сергей Параджанов. Молодая семья снимала квартиру, и в доме не было даже простейшего стола. Пришлось накрыть марлей упаковочный ящик из-под спичек. Валя, жена Михаила, расплакалась - нет приличной посуды, не во что разлить шампанское... Выручил Параджанов: "А кружки у вас есть?, - весело спросил режиссер. - Я привык шампанское пить из алюминиевых кружек...".
"ПОДАРУЙ МЕНI ЦИХ КАРАСIВ"
У Михаила в жизни есть несколько принципов, от которых он никогда не отступался. Первый, и самый главный, как сформулировал сам художник: "К людям надо относиться по-людски, кем бы ты ни был, и что бы с тобой ни происходило". И в самом деле, Михаил Иванович - щедрой и широкой души человек. Он не любит вступать в бессмысленные споры, разгорающиеся интриги умеет гасить своими дипломатическими приемами. И вообще, Михаил Озерный всегда придет на помощь любому человеку, независимо от того, знает он его или видит впервые, а свою искреннюю улыбку дарит всем окружающим. Может, потому к нему всегда тянутся люди, а друзей у Михаила Озерного всегда было предостаточно. Еще в молодости в г.Косов он встречался и общался с режиссером С.Параджановым, писателем М.Стельмахом, известными киноактерами, художниками, журналистами. Однажды Озерный даже попал в передачу "Алло! Мы ищем таланты", выездные съемки которой проходили в г.Косов. Тогда молодой художник щедро пожертвовал для награждений победителей свои керамические работы. А ведущий Александр Масляков назначил его председателем жюри. Карпаты привлекали многих людей искусства, приходилось “пересекаться” со многими известными личностями. Общение с ними Михаилу Озерному приносило огромное удовольствие и заряд.
Вот как произошло знакомство с Михаилом Стельмахом. Известный писатель приехал в Косов и зашел в музей, где увидел работы молодого художника. Михаил Озерный как раз тоже зашел в музей к директору утрясти какие-то детали насчет оформления выставки. Посмотрев экспозицию, писатель обратился к директору музея с личной просьбой: "А где бы в ваших краях можно было съездить на рыбалку?". "А вот Миша Озерный знает...", - не задумываясь, сказал директор музея. На следующее утро молодой художник вместе с писателем уже сидели на берегу реки. Но у Стельмаха никак не клевало, а Озерный на макуху тащил одного карася за другим. Тогда Михаил Стельмах говорит: "Подаруй мені цих карасів". И Озерный с удовольствием отдал свой улов. И с тех пор у них завязалась дружба.
В Николаеве, где он начал свою жизнь "с чистого холста", также нашел многих друзей, с которыми интересно общаться и которые всегда придут на помощь в трудную минуту.
Есть еще один принцип, тоже самый главный, который помог Михаилу Озерному осуществить заветную мечту и стать профессиональным художником - работать ежедневно не покладая рук, без передышек, не давая себе поблажек. "Музыканты и художники должны работать беспрерывно, иначе можно утратить то, что нарабатывал годами", - часто говорит Михаил Иванович. Еще там, в училище, Михаил Озерный со своей неуемной любознательностью и интересом к жизни с жадностью впитывал все: учился у профессиональных художников, преподавателей, у народных мастеров. Благо на Ивано-Франковщине было где поучиться мастерству, в частности у местных умельцев. Вскоре в декоративно-прикладном мастерстве он нашел свой стиль, и часто искусствоведы отмечали, что Михаил Озерный умело соединил народное и профессиональное искусство. Недаром после окончания училища его оставили здесь преподавателем, а вскоре он стал членом Союза художников, членом республиканского художественного совета.
В Николаев Михаил Озерный приехал как специалист прикладного искусства. Он и сам вспоминает, как сразу по приезде начал "лепить свои горшки" в мастерских художественного комбината, не дожидаясь, пока ему дадут личную мастерскую, создадут условия для работы. Оглядываться и присматриваться времени не было. Приехал - надо показать, на что ты способен. И результаты его работы в городе стали заметны сразу. Декоративные композиции, панно, рельефы и скульптуры и сейчас можно увидеть на улицах, в частных коллекциях, различных учреждениях: в краеведческом и музее судостроения и флота, в библиотеке им.Кропивницкого, в академическом театре драмы и музыкальной комедии, детском городке "Сказка" и др. Но параллельно он увлекался живописью, а вскоре это стало основным занятием художника.
ПРИРОДА -
ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ

Еще с детства Михаила Озерного привлекало разнообразие и гармония красок, существующих в природе. Природа - это неисчерпаемый клад для художника, это гармония жизни. Натура - это главный учитель. Михаил Озерный предпочитает писать с натуры, почти каждый день - он в поездках на природу. Сочетание красок, игра света и тени, оттенки и настроения - все это уже создано природой.
- Природа - это гениальный художник. - говорит Михаил Иванович. - Многие поколения живописцев пытаются дотянуться до ее совершенства, познать ее секреты. Вот поэтому меня так притягивает живопись. Сколько раз я всматривался в реки, озера, лужайки, лесные рощи, пытался выхватить момент. Прихожу рано утром и смотрю, как меняются краски, как преображается в течение дня один и тот же пейзаж. Я был во многих местах в Украине, писал небо - оно бывает разное: над Сумщиной оно темное, густое; над Карпатами - низкое, ультрамариновое, цепляющееся за горы; на юге - высокое, светлое, попелястое. Да что там говорить, каждое создание природы - это шедевр: и куст сирени, и тихое озерце, и быстрая извилистая река, и зеленая лужайка, и букет ромашек. А вот сейчас в Николаеве расцвела акация. Надо спешить писать городские улицы в акациевом цвету, а то ведь скоро это уйдет...
В Николаев Михаил Озерный переехал со своей семьей из-за банальной причины: младшему сыну Саше из-за постоянных простуд врачи рекомендовали сменить климат. Самому художнику подошел не только природный климат, но и моральный. В Николаеве на тот момент уже было создано отделение Союза художников, здесь в коллективе художественно-производственного комбината и в творческой организации была прекрасная дружеская атмосфера. Давно выросли сыновья. Старший, Андрей, тоже художник, работает в Ирландии. Младший, Александр, тоже взрослый и самостоятельный, здесь, в Николаеве. У М.И.Озерного уже внук и две внучки. И этот город он давно считает своим родным.
Собственно, Михаил Озерный может по праву считаться своим в разных уголках нашей страны. О нем люди всегда вспоминают только хорошее - сам художник имеет “стопроцентную приживаемость”. Но одно место особенное, самое дорогое и близкое, его притягивает больше всего.
Уже накануне своей юбилейной выставки Михаил Иванович внезапно исчез из Николаева. Его многие разыскивали, но телефоны дома и в мастерской упорно молчали. Наконец, он появился.
- Я ездил в родную Васильевку, на Сумщину, - говорит Михаил Иванович. - Меня туда всегда тянет. Там мои корни, там пуповина зарыта. Вот поехал проведать родные места, вдохнул свежего воздуха, зарядился энергией.
Этот заряд даст художнику новые силы и вдохновение. И надо ждать от Михаила Озерного новых живописных полотен, от которых всегда веет покоем и добротой. Может, это будут новые портреты или сельские хатки, цветущая весна, угасающая природа осени, зимние или городские пейзажи. Сюжеты не так важны. Главное в них - полнота и радость жизни. Эксклюзивно от Михаила Озерного.
Екатерина Наточа.
Фото Александра Кремко.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
"УКРАИНА. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ. ХХ ВЕК"

В рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в Николаеве проходит ряд мероприятий. В минувшую пятницу, 23 мая, в Центральной библиотеке им. Кропивницкого была продемонстрирована традиционная выставка изданий "В кругу братьев-славян".

...
Подробнее Читали: [2939] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 59 (2621)
59 (2621)


ЧИТАЙТЕ СВЕЖИЕ ГОРОДСКИЕ ХРОНИКИ



 

Просто напомним:
Это № 60 (2622)
от 29 Мая 2008г.


№ 59    № 61

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru