№ 76№ 77 (4135) 12 Июля 2018г.№ 78 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете




АХ, ЛЕТО!


12 Июля 2018г.

Прочитали: [209]

Игорь Данилов

Как не испортить отпуск

Вечерний Николаев
Турция получила известность благодаря введению на туристическом рынке системы «Все включено». Туризм по-украински другой – «Все выключено». Не работает вся система. И поэтому, когда ваш самолет не взлетает и вы начинаете отпуск со стресса, не зная, что делать в чужом аэропорту, – не спешите винить авиакомпанию. В большинстве случаев виновным оказывается туроператор. Можно ли избежать подобной ситуации, и что делать, когда государство расписывается в бессилии?
ЗАДЕРЖАННЫЙ РЕЙС
Начало июля ознаменовалось драмой для 48 николаевцев, застрявших в аэропорту Батуми. Театральный фестиваль, на который они были приглашены, закончился, и 30 июня самолет украинской авикомпании «Bravo Airways» должен был вылетить за ними из Киева. Но не вылетел. Поднялся в воздух, и тут же приземлился по причине неисправности.
В первые часы ожидания пассажирам об этом никто не сказал, и люди долгое время оставались в неведении, что происходит. Появление в аэропорту первого секретаря посольства Украины в Грузии Любомира Короля никак не воодушевило наших земляков. Государство помочь не может. Ни еду, ни ночлег, ни воду оплатить не в состоянии – денег нет.
Людям, брошенным на произвол судьбы, ничего не оставалось, как входить в Интернет и звать на помощь.
«Все туроператоры разводят руками, никто не может помочь. Дети голодные уже вторые сутки, мы разместились рядом с аэропортом сегодня за свои деньги, как могли, т.к. у многих не осталось средств. Звоним в авиакомпанию с 18:30, но до сих пор ни один телефон не отвечает. Даже представителя этой авиакомпании нет в Грузии». Подобного рода сообщения одно за другим стали появляться на лентах информагентств.
Дошло до акций протеста. Николаевцы фактически заблокировали работу Батумского аэропорта. Спорили с администрацией, не пускали других туристов, время от времени кричали: «Самолет!».
Следующей ночью за ними все-таки прилетели, но, оказавшись на родной земле, они долго не могли отойти от пережитого.
И не только они. 160 украинских туристов не смогли вовремя вылететь домой с отдыха на испанском острове Мальорка. В такой же ситуации оказалась группа туристов в столице Албании. 300 человек не вылетели в Харьков из Туниса. В Одессе из-за технической неисправности совершил аварийную посадку чартер авиакомпании YanAir, который должен был доставить отдыхающих до Барселоны. За неделю до этого на много часов задержали рейсы в Барселону, Анталию и Тбилиси. Общее число пострадавших пассажиров достигло полутора тысяч, и каждый из них выложил круглую сумму за отдых.
САМОЛЕТОВ НЕ ХВАТАЕТ
Что начинает делать наш человек в подобных случаях? Искать виновных. Но в Украине в случае срыва туристической поездки это сделать нелегко. Кто-то скажет, что во всем виноваты авиакомпании, стремящиеся в летнее время отпусков максимально заработать на туристах. И в этом есть своя правда, ведь основная причина того, что мечта об отпуске может превратиться в лотерею «Улечу или не улечу» – острая нехватка самолетов.
После череды скандалов со срывом чартеров министр инфраструктуры Владимир Омелян, с которым николаевцы все больше отождествляют нестроящиеся автодороги, неработающий аэропорт и загнивающий железнодорожный вокзал города, в Интернете заявил о намерении в ближайшее время провести техническую инвентаризацию лайнеров, имеющихся в распоряжении украинских авиакомпаний. Но что там проводить, если на всю страну с населением более 40 миллионов человек имеется всего 118 бортов, из которых 102 используются в режиме лизинга. При этом средний возраст пассажирского самолета составляет порядка 22 лет.
Чтобы оценить то бедственное положение, в которым мы находимся на авиарынке, достаточно привести две цифры: в парке крупнейшей авиакомпании Украины МАУ числится 41 борт, а в распоряжении ирландского лоукостера Ryanair, зашедшего в Украину, – 398.
Почти половина украинских авикомпаний и вовсе ограничены 3-6 самолетами. В их числе получившая скандальную известность «Bravo Airways». Это очень напоминает карточный домик. Летом в разгар отпусков все свои чартерные рейсы авиакомпании на месяцы вперед продают туроператорам, и стоит одному самолету поломаться, как рушатся графики десятков проданных туров.
Пока украинские авиакомпании значительно не пополнят свой парк (купят десятки новых бортов или возьмут в лизинг), подобное будет продолжаться и далее.
– Пассажиры ведь не знают, что в случае чартеров, а практически все туры привязываются к ним, у пассажиров гораздо меньше прав, чем тогда, когда они летят регулярным рейсом, – пояснили мне в одном из николаевских турагентств.
Задерживает, к примеру, авиакомпания обычный рейс на 4 часа – обязана пассажиров накормить. Задержала на 8 часов – поселить в отель. На чартерный рейс это правило не распространяется, и все зависит от добропорядочности туроператора.
С авиаперевозчиком можете не судиться. В лучшем случае вам компенсируют новый билет и моральный ущерб, но на это уйдет не меньше года, а еще вы потратите нервы и деньги на адвокатов.
Куда более перспективно добиваться защиты своих прав во взаимоотношениях с туристическими компаниями, ведь с ними, а не с перевозчиками, вы подписываете договор.
КОМУ ДОВЕРИТЬСЯ?
У человека, накопившего деньги на отпуск в Турции, Греции или Испании, только одно желание – скорее туда улететь. Конечно, он может сделать это самостоятельно. Забронировать место в отеле, купить авиабилеты, добраться из аэропорта к месту отдыха. Но зачем напрягаться, когда существует развитая сеть посредников, предлагающая взять на себя все его заботы.
Как это работает? Главный посредник – туроператор. Как правило, это крупная компания, осуществляющая деятельность в соответствии с полученной лицензией. Ее задача – создать продукт. Для этого сотрудники компании изучают направления отдыха, разрабатывают туры, бронируют отели и авиабилеты, заказывают красочные рекламные проспекты.
И тут возникает вопрос: как туроператору быстрее и с большей выгодой продать тысячи выкупленных номеров отелей и авиабилетов? Появляется второй посредник – туристическое агентство. Его функции сведены к минимуму: ознакомить с имеющимися турами, заинтересовать и как только клиент соглашается – передать его туроператору.
Как видите, все просто и незатейливо. Такая легкость делает этот бизнес очень распространенным. Туристическими услугами торгуют где угодно – от офисных центров до небольших помещений, снимаемых на первых этажах многоквартирных домов.
Важно помнить, что обращаясь в агентство, которое видите в первый раз, вы рискуете столкнуться с преступным бизнесом. Существует немало фирм-однодневок, которые временно арендуют офисы, продают туры, а потом исчезают с вырученными деньгами.
Есть и обратные примеры. Агентство, в которое обратитесь, проявит себя безукоризненно, свяжет с туроператором, и вы будете уверены, что все пройдет хорошо. Но в последнюю минуту выяснится, что проблемы возникли у самого оператора, и отпуск, считайте, испорчен. Так случилось с клиентами известных туроператоров Idriska, Travel Dreams, News Travel, Karya Tour. Это же происходит сегодня с тысячами клиентов российского оператора «Натали Тур». Не спасает даже название бренда.
Обезопасить себя от рисков можно только в том случае, если вашим туроператором станет компания с именем на международном рынке, но таких в Украине единицы.
За имя готовьтесь переплатить. Даже «горящие» туры от таких операторов будут стоить дороже, чем у конкурентов. Слишком дешевых предложений вообще остерегайтесь. Часто излишняя экономия сказывается на качестве и надежности договоренностей. Вам могут поменять не только отель, но и маршрут всей поездки.
ПОЛАГАЙТЕСЬ НА СЕБЯ
Беспомощность, которую в аэропорту Батуми продемонстрировал украинский дипломат, – это то, что в целом отличает наше государство, когда мы говорим о рынке туристических услуг. Даже так называемый разбор полетов, произошедший после скандала с сотнями авиапассажиров, показал, что чиновники или не могут, или не хотят создать туристическую отрасль.
Не много найдется стран с замкнутым производственным циклом авиастроения. Украине в этом повезло. Двигатели делают в Запорожье. На базе концерна «Антонов» производится сборка самолетов. Но вместо того, чтобы делать заказы у себя на родине, или идти к правительству с просьбой о государственной поддержке, наши авиаперевозчики продолжают платить иностранным компаниям за лизинг устаревших бортов.
Все, кто хотят серьезно работать на этом рынке, обозлены. Говорят, что вместо эфемерных прожектов с «гиперлупами» Министерство инфраструктуры должно попросту реализовать четкие правила чартерных авиаперевозок. Хотя бы так, как несколько лет назад сделала Россия.
Но и тут бездействие. А если беремся за дело, то получается с ног на голову. Пример под боком. Давайте сначала восстановим международный аэропорт «Николаев», придадим событию пафоса, положим на алтарь пиара десятки миллионов гривен, судьбы людей и вконец испорченную репутацию области. Думать начнем потом. Как обеспечить работу аэропорта? Кто к нам будет летать, потому что отечественным перевозчикам, как было отмечено выше, это делать нечем, лоукостерам – незачем, а известным компаниям нужна гарантия стабильной наполняемости рейсов.
Турция второй год подряд компенсирует туристическим операторам 6500 долларов за каждый рейс, прибывающий в аэропорты Бодрума, Анталии, Даламана. Но она может себе это позволить. Мы не можем. У нас даже нет министерства туризма. «А зачем оно? – с иронией спросите вы. – У нас ведь туризма нет». Все ложится на плечи участников рынка – и тот небольшой доход, за который сражаются летом, и регуляция отношений, нередко заканчивающаяся бизнес-конфликтами, и ответственность за проблемы, возникающие у туристов.
У нас тоже есть море. И если не обращать внимания на подозрительную зелень воды и пляжный песок вперемешку с окурками, то провести долгожданный отпуск можно и на Николаевщине. Так делали наши родители, и ничего. В остальном следуйте нескольким уже изложенным правилам. Помните, что хороший отдых за границей дешевым не бывает. Ищите в интернете общепризнанных за рубежом туроператоров. Для пляжного отдыха выбирайте сентябрь или октябрь, и лучше всего планировать индивидуальные путешествия. Так спокойнее.
Игорь Данилов.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Николаев - часть морского сообщества Европы
7 июля в Николаевском яхт-клубе стартовала Международная Черноморская регата «Паруса Ротари». ...
Подробнее Читали: [754] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 76 (4134)
76 (4134)


Читайте свежие городские хроники



 

Просто напомним:
Это № 77 (4135)
от 12 Июля 2018г.


№ 76    № 78

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru