№ 51№ 52 (4110) 10 Мая 2018г.№ 53 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


НИКОЛАЕВ И НИКОЛАЕВЦЫ


10 Мая 2018г.

Прочитали: [496]

Наталья Христова

Сложилось так – и я благодарна судьбе

Вечерний Николаев
НЕСЛУЧАЙНЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ
В том, что случай может управлять нашей жизнью, актриса Николаевского академического русского художественного драматического театра, заслуженная артистка Украины Лидия Григорьевна Гашинская не раз убеждалась на примерах собственной судьбы. «Неслучайная случайность» упрямо вела ее на театральные подмостки!
…Это объявление в газете несколько дней не давало Лидочке Сазоновой покоя: «В русский театр требуются девушки для актерского вспомогательного состава». Ей было 18, и она уже хорошо была знакома со сценой. Шутка ли – 10 лет серьезно заниматься балетом у самой Клеопатры Бершадской, которая ставила полноценные балетные спектакли! И Лидочка (на пуантах!) танцевала Снегурочку и Принцессу в сказке «Кот в сапогах». А потом случилась серьезная травма: с балетом пришлось расстаться, однако щемящая любовь к сцене осталась.
Она приходила по газетному объявлению в театр трижды: первые два раза от нее «отмахнулись», даже не разобравшись, что это юное создание намерено пробоваться «в артистки». Но она пришла снова. Главный режиссер Юрий Владимирович Юровский глянул серьезно: тоненькая, хорошенькая, в черном пальтишке, шиньон – тогда модно было, и платочек в горошек. «Что будешь читать?» – «Черный человек» Сергея Есенина».
Слушал внимательно, потом сказал: «Так… Через два часа поднимешься наверх, там режиссер будет – Василий Васильевич. Скажешь, что я тебя прислал на сказку». Ее первая сказочная роль оказалась весьма необычной: затянутая в блестящие одежды Змея, тонкая и пластичная (сказалась балетная практика), шипя, заползала на кресло царя Тугарина.
За два года Лидочка уверенно «вошла в репертуар» – Юровский просто забросал ее ролями. Режиссер разглядел в ней главное – талант, и этого было достаточно, чтобы стать востребованной актрисой.
А потом случилась большая любовь. Молодой Евгений Гашинский был ведущим актером в Николаевском русском драматическом театре. Сказались гены: его отец Аркадий Евгеньевич Гашинский, народный артист СССР, почти 40 лет играл на сцене Киевского театра им. И. Франко, снимался в кино. И мама тоже была актриса.
Евгений – молодой муж, талантливый красавчик, сценический герой-любовник – категорически воспротивился тому, чтобы жена шла по актерской стезе. Так нередко бывает в театральных семьях – ревность, что ли, говорит в мужьях. Лида подчинилась. Целый год она провела «вне театра»… Только ее подушка знает, сколько слез за это время выплакала. Не выдержала и вернулась, но уже – в гримерный цех. По гороскопу она – Овен, а значит – на все руки мастер. За что ни возьмется – все получается, и она научилась делать парики. Столичные режиссеры, видевшие ее работу, утверждали: на Киевской киностудии таких великолепных произведений постижерного искусства – нет.
А в 1980 году «случился» еще один «неслучайный случай», заново перевернувший ее жизнь. Вечером намечался спектакль «Восемь любящих женщин», и одна из восьми героинь не могла играть. В труппе, как назло, ни одной свободной актрисы! Позвали Лиду – выручай, дали два часа на репетицию, одели на скорую руку и буквально вытолкнули на сцену.
Она сыграла так, что к концу спектакля на доске объявлений уже висел приказ за подписью режиссера Геннадия Петровича Пименова: Лидию Григорьевну Гашинскую перевести в творческий состав. Это был неимоверно решительный шаг: так отчаянно ринуться в незнакомую роль – без репетиций, без твердого знания текста. «Когда человек о чем-то мечтает, он знает всё. А роль я знала: у нас в театре во время спектакля трансляция шла во всех помещениях. Сидишь в гримерном цехе и обязательно спектакль слушаешь. Невольно и реплики запоминаются», – поясняет Лидия.
Муж долго сопротивлялся ее возвращению на сцену, даже на премьеры с ее участием не ходил. И снова случай. Труппа находилась в Новомосковске на гастролях. В то время визитной карточкой николаевского театра была постановка «Замок Броуди», и у актрисы, которая выступала в главной роли, заболел ребенок. Роль трудная, трагическая. Лидия буквально за несколько часов до начала «ввелась» в спектакль. Впервые в жизни играла в паре с Евгением, и он увидел, как она работает.
Позже, уже в гостинице, зацеловал страстно, повторяя: «Ты мой талантище! Наконец-то я увидел глаза партнерши… потрясающие глаза со слезами, полными горечи».
РОЛИ
Со временем Лидия Григорьевна стала ведущей актрисой русского драматического театра – тогда еще им. В.П. Чкалова. Считает, что лучше всего ей удавались роли женщин с трудной судьбой, – они больше ложились на ее «органику», на душу и сердце. «Берег» Юрия Бондарева, чеховские «Чайка» и «Вишневый сад», «Таланты и поклонники» А.Н. Островского, «Дорогая Памела» Дж. Патрика, «Недосягаемая» Сомерсета Моэма, «Мать» Карела Чапека, «Олимпийки» Александра Галина, «Семья вурдалака» Василия Сигарева… Сегодня количество сыгранных Гашинской ролей приближается к цифре 100! Это означает: каждый сезон она показывает зрителю две-три новые роли, а однажды за год премьер с ее участием набралось рекордное число – одиннадцать!
Как можно удержать в памяти такое количество текстов?
– Я как-то подсчитала, что каждый артист, активно занятый в репертуаре, держит в памяти около 100 страниц печатного текста. И не только свои монологи надо знать, но и реплики партнера. Например, в спектакле «Дядюшкин сон» у меня монологи занимают 39 страниц. Я их на листики отдельные переписываю и учу. По улице иду – бубню. Спать ложусь – мысленно повторяю и не засну, пока какую-нибудь роль или эпизод не «проиграю»....
Как-то, еще в начале карьеры, Лидия хотела «сбежать» в институт. Режиссер Юровский не пустил: «Да ты что! Мы сейчас Горького будем ставить… ты у меня Любку-горбунью играешь – ты одна! Актрисы просятся опытные, а я тебя одну назначаю!»… И как же можно было бросить роль и сбежать? Так что, именно тут, в театре, проходили ее «университеты». Талант и трудолюбие были основа всему.
Любимые роли? На этот вопрос она всегда отвечает одинаково: роли – как дети, разве мать может выделить, какой ребенок любимый или нелюбимый? И всё же… В числе тех, что она отличает особо, спектакль «Олимпийки»: там сложнейшая роль спившейся женщины легкого поведения, время которой ушло. И еще – «Дорогая Памела». И «Дядюшкин сон» по Достоевскому: Марью Александровну всегда мечтала сыграть – и сыграла.
– Федора Михайловича Достоевского обожаю, перечитала абсолютно всё. Когда читала роман «Идиот», просто видела себя в роли Настасьи Филипповны. Но сыграть не довелось – к сожалению, очень много ролей проходит мимо нас, о которых мечтаем. А в российском фильме я Лидию Вележеву не приняла. Я бы сыграла свою героиню по-другому… это мечта, которая так и осталось мечтой, – говорит Лидия Гашинская.
Роль бесшабашной бабенки Люсиль в печальной комедии «Девичник» Айвона Менчелла, на первый взгляд казалось, создана не для нее – при ее-то тяготении к трагическим героиням! Однако прежний режиссер, художественный руководитель театра Николай Антонович Кравченко настоял, и в итоге она предстала в этом иронично-трагическом образе – просто великолепной.
«Крайняя» роль (не последняя, а именно крайняя) – тоже всегда любимая. Свой нынешний юбилей Лидия Григорьевна отметила бенефисом – режиссер Виталий Манжелий выбрал для нее комедию Нила Саймона «Калифорнийская сюита». Две мини-пьесы объединены местом действия – это номер 203 в отеле «Беверли Хиллз». В каждой сценической миниатюре – два действующих лица, муж и жена. Героини Гашинской в этом спектакле – фактически две противоположности: жена – «серая мышка» и жена – «светская львица», примадонна. За 15 минут антракта актрисе нужно поменять в себе абсолютно всё: костюм, грим, манеры, интонации, характер.
– Работалось сложно, было безумно мало времени, – рассказала актриса о подготовке спектакля. – Мой партнер Василий Остафийчук параллельно репетировал другие роли – он был занят в шекспировских пьесах. Но, тем не менее, у нас сложился дружеский альянс, что очень помогало в работе. Василий Георгиевич – это же партнер, о котором можно только мечтать. Взаимопонимание сложилось и с Виталием Манжелием – он очень требовательный режиссер, не допускает в актерской игре ни малейшей фальши, прислушивается к каждой интонации, к каждой букве…
Кстати говоря, не всякая актриса может похвастаться тем, что каждый свой «жизненный юбилей» отмечает не просто бенефисом (то есть, «мозаикой» из сыгранных пьес), а полноценной премьерой. Лидия Гашинская как начала «премьерничать» с 50-летнего юбилея – спектаклем «Недосягаемая» С. Моэма – так уже и не останавливается. А в нынешнем году на ярком спектакле-бенефисе «Калифорнийская сюита», в котором раскрылся многогранный талант актрисы, настоял директор театра Артем Свистун.
Сегодня она по-прежнему на первых ролях, и с ней с удовольствием работают разные режиссеры. К нынешнему театральному сезону заслуженный артист Украины Сергей Чверкалюк возобновил в русском театре спектакль «Дядюшкин сон». Роль Марьи Александровны получилась во многом благодаря режиссеру – он очень талантливый человек, считает актриса. А к будущему театральному сезону Сергей Чверкалюк решил подарить вторую жизнь «Поминальной молитве» по мотивам Шолом-Алейхема – в большом, грандиозном спектакле будет занят весь коллектив, и Лидия Гашинская мечтает сыграет Голду.
МОНОЛОГИ АКТРИСЫ
– С Евгением Гашинским мы прожили вместе 20 лет… Разных: и счастливых, и проблемных. А после его гибели два года я не могла прийти в себя – однако спасла работа. Замуж так и не вышла – не видела, кто бы мог быть рядом вместо него. И вот уже 30 лет – одна. Женщине-актрисе, работающей в театре, одной сложно, и эти сложности я порой очень хорошо чувствую на себе, но не падаю духом, не показываю свои слабости никогда и никому, стараюсь быть достойной своего звания и положения...
– Мне на судьбу грех обижаться. Я люблю свой театр, люблю свой город Николаев. Люблю свой коллектив – он хороший, дружный. У нас в театре сильная труппа, потому спектакли везде принимают замечательно. Я считаю себя коренной николаевкой и самой настоящей украинкой, хотя родилась в Барнауле, а родители привезли меня сюда, когда мне было всего 4 года...
– Никогда не принимала участия ни в одном кастинге – это принципиально для меня: не хочу «предавать» профессию и сниматься в каком-нибудь дешевом фильме… Свой театр ни с кем делить не буду никогда. Я ему служу преданно. Гримерку свою люблю, и вот этот старый столик с зеркалом не променяю ни на какой другой…
– Что еще есть сегодня в моей жизни? Моя дочь Наташа – она тоже начинала как актриса, а теперь живет в Германии – выучила язык, нашла свою судьбу. Мы обязательно видимся с ней два раза в году, эти встречи – самая большая радость в моей жизни...
– Кто знает… Могла бы сложиться моя жизнь и по-другому, но сложилась так – и я благодарна судьбе. У меня есть мой зритель, который меня любит и узнает меня на улице в Николаеве и в других городах, где мы бываем на гастролях. Это волшебно: я – актриса – получаю любовь от людей, которые приходят в театр, и ради них – я живу. Много отдаю им своей энергии, но и от них беру – радость и положительные эмоции…
– Я очень люблю собак. После того, как умерла моя любимица – боксер Кора, других уже не заводила. Однако всегда стараюсь накормить уличных дворняжек. Каждой встречной говорю: «Ты самая красивая». Чтобы она знала, что она – самая красивая... Это то, чем человек только и может жить – любовью...
Наталья Христова.
Фото Игоря Ермолаева и из архива театра.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   



ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Собой заслонившим страну
В пятницу, 4 мая, в областном совете состоялась встреча руководства области с ветеранами войны и праздничное мероприятие по случаю Дня памяти и примирения и 73-й годовщины победы во Второй мировой войне. ...
Подробнее Читали: [1049] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 51 (4109)
51 (4109)


Читайте свежие городские хроники



 

Просто напомним:
Это № 52 (4110)
от 10 Мая 2018г.


№ 51    № 53

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru