№ 41№ 42 (4100) 14 Апреля 2018г.№ 43 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


ТЕМА ДНЯ


14 Апреля 2018г.

Прочитали: [947]

Екатерина Наточа

Большое видится на расстоянье

Вечерний Николаев
Нынешний сезон в Николаевском академическом украинском театре драмы и музыкальной комедии проходит под знаком 90-летия со дня его основания. В этот же сезон удачно «вклинилась» еще одна очень скромная дата: 20 апреля исполняется ровно тридцать лет с тех пор, как театр возглавил Николай Берсон. Всего три десятка лет. И - целых три десятилетия, или треть пути самого театра. Некоторые люди за это время даже оглянуться не успевают, не то чтобы творить великие дела.  А уж если судить по делам, то Н.С. Берсону можно засчитывать год за три.
Это теперь украинский театр блещет, прочно завоевал себе славу одного из лучших в стране. Спектакли уже много лет проходят с аншлагами, билеты раскупаются за месяцы наперед, постановки обсуждаются в городе. Вот и теперь до окончания театрального сезона в кассах не выпросишь ни одного лишнего билетика… Каждый сезон зрители получают по 10-12 премьер. Театр умеет удивлять. Театр умеет сделать настоящий праздник для души.
К хорошему привыкаешь быстро. И принимаешь это все как должное. Потому что, как сказал поэт, - «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье...»
Это расстояние длиною в 30 лет, с тех пор, как театр родился заново, не было таким уж безоблачным. Но насыщенным, ярким, полным событий – это да.
Сейчас уже мало кто вспомнит, в каком плачевном состоянии находился наш украинский «муздрам» 30 лет назад. Здание горело. Причем дважды. Второй пожар уничтожил не только скромное имущество, остатки вялотекущего ремонта, но и всякую надежду на возрождение. Виновников пожара так и не нашли. На этот театр руководство области и города уже махнуло рукой. Здание даже не ставили в планы на текущий ремонт. Артисты и работники вспомогательных служб разбегались, кто куда, каждый искал себе лучшее место под солнцем. Оставшиеся «погорельцы», самые стойкие, продолжали верить. Творческий коллектив старался держать марку. Репетировали в  маленьком, холодном, неприспособленном помещении, спектакли ставили в областном Дворце культуры, Доме культуры им. 40-летия Октября (сейчас Дворец «Молодежный»), Доме культуры им.61-го коммунара, гастролировали по области. Где только ни приходилось играть! Все средства, выделенные местными властями на ремонт, считай, тоже сгорели. А кто же даст денег после этого на почти пропащее дело? Погрязли в долгах, которые с каждым днем росли. За коммунальные услуги надо было платить ежемесячно, отдавать деньги - иногда «ни за что». Театр не функционировал, а счета приходили исправно. В документации царил хаос. К примеру, театр в 112 раз больше платил за электроэнергию, чем потреблял ее, потому что на его балансе почему-то числилось несколько километров городских электросетей. И это далеко не все...
В общем, тогда этот культурный объект вообще мог исчезнуть с карты города. Содержать его было дороже, чем потихоньку ликвидировать. Он никому не был нужен. По всем показателям Николаевский украинский муздрамтеатр занимал 114-е, предпоследнее место в республике, и на всех совещаниях его «поносили», как хотели.
Вот на эти руины и пришел Берсон… Это был 1988 год.
Точнее, было так. Николай Берсон только что приехал из села Щербани Вознесенского района, где работал после окончания Николаевского филиала Киевского института культуры под руководством знаменитого председателя колхоза Героя Соцтруда Н.Н.Рябошапки. Приехал в родной город, где для него открывались заманчивые перспективы. Среди других было предложение возглавить украинский театр драмы и музыкальной комедии. Или то, что от него осталось. Многие сочувственно качали головой. А один высокопоставленный партийный функционер ехидно заявил: «Ничего у тебя не получится. До этого ты работал под началом опытного руководителя? Теперь надо работать самостоятельно. Утонешь в этом болоте…». Эти слова больно ударили по самолюбию. «А это мы еще посмотрим!», - подумал Николай Семенович и… согласился. Хотя на душе прямо кошки скребли.
…Как-то одна известная актриса сказала своему собеседнику,  жалующемуся на депрессию: «От безысходности есть выход: бери тряпку и мой лестницу от верхнего этажа до нижнего»… Приблизительно такая ситуация произошла и с Берсоном, когда он после института впервые приехал в село Щербани и застал там старый клуб, замусоренный, унылый, оплеванный семечками. Молодой специалист культуры сначала опешил: обещали «золотые горы», а что оказалось? Но не отчаялся, не уехал, самолюбие не позволило, а сам взял веник и стал подметать. От такого занятия могут быть, как минимум, две пользы. Во-первых, станет чище. А чистота вокруг – это хорошее начало. Во-вторых, пока метешь, много передумаешь. Глядишь, и родятся какие-то планы относительно будущего, наметится выход из безвыходного положения. Но то было в Щербанях – вскоре приехал председатель колхоза из отпуска, посмотрел, что молодой директор клуба не испугался, а уже начал работать, и - дело пошло. А в тогдашнем «муздраме» обстоятельства были куда сложнее. Здесь никакой веник не помог бы. Надо было засучить рукава и работать. Причем в комплексе  – и строить, и укреплять коллектив, и улучшать репертуар. Одновременно. А денег никто особо не жаловал. Приходилось стучаться во все двери, посещать сессии облсовета, убеждать руководство области, что театр нужен людям. А заодно работать самому так, чтобы видны были результаты. Постепенно списывались долги, налаживалась работа. Но для этого надо было самому вникать в каждую мелочь, изучать всю документацию, считать, сверять, планировать. Кто-то смеялся, кто-то критиковал, но были люди, которые поддерживали. Николай Берсон и сейчас с благодарностью вспоминает поддержку Ю.В. Поповича, И.Т. Грицая, А.К. Кинаха и других. А еще – своих коллег, которые в самые трудные годы были в одной упряжке.
Через пять лет упорства и труда театр дал первый спектакль на своей возрожденной сцене. Еще во время ремонта была создана собственная театральная студия «Пани Кулиса», а к открытию она уже выпустила первые кадры. Несколько человек сразу вышли на сцену.  Привлекались также молодые таланты из разных вузов. К тому времени в театре уже сформировалась надежная команда. Это главный режиссер Олег Игнатьев, главный дирижер Виктор Урес, главный балетмейстер Александр Леоненко. Постоянно обновлялся репертуар. Уже через год после открытия зрители оценили театр по достоинству, многие спектакли теперь шли с аншлагом. Это «Сволота», «Оргия», которые поставил главный режиссер театра Олег Игнатьев, «Засватана - не вінчана» в постановке  Владимира Бегмана. Появились музыкальные спектакли, оперетты: «Любовь всегда загадка», «Летучая мышь», «Мистер Икс», «Цыганский барон», «Веселая вдова» и др. Концертные программы, шоу, праздники «Всей семьей в театр», спектакли-сказки для детей.
Николай Берсон никогда не искал легких путей. Жизнь ему подбрасывала иногда серьезные испытания. Но также посылала хороших учителей.
- Я ни о чем не жалею, - вспоминает Николай Семенович. – И особенно благодарен судьбе за то, что 14 лет после института культуры отработал в селе Щербани под руководством талантливого руководителя Н.Н. Рябошапки. Николай Николаевич научил меня житейской мудрости, философии жизни, экономике, менеджерским качествам, уважительному отношению к людям. Всегда вспоминаю его мудрые слова, именно тогда, когда, как мне казалось, я уже достиг каких-то результатов: «Сынок, запомни, все, что мы могли взять на «ура!», мы взяли. Теперь – культура, спорт, цивилизация!». Культуру он понимал в широком смысле слова, как духовное возрождение личности. Такая школа дорогого стоит. Коллектив театра на протяжении многих лет стремится следовать именно этому принципу. Культура личности должна стоять на первом плане. Тогда и страна быстрее выйдет из кризиса.
Эта школа помогла ему впоследствии преодолевать, достигать, побеждать. Если речь о достижениях, то вот они. Театр первым в Украине получил статус «академический», награжден Почетными наградами Кабинета Министров, золотым знаком «Визнання року», стал лауреатом Всесоюзного конкурса качества товаров и услуг «100 лучших товаров», постоянно получал награды на театральных фестивалях. А директор Николай Берсон теперь – народный артист Украины, заслуженный деятель искусств, заслуженный работник культуры, полный кавалер ордена «За заслуги», отмечен золотым знаком «За розбудову іміджу держави», удостоен званий «Горожанин года», «Человек года» и т.д.
И дело тут не в наградах, а в признании. Театр любимый, востребованный, желанный. А что было 30 лет назад? Что теперь вспоминать…
Екатерина Наточа.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Поле длиною в жизнь
Да, это так. Галина Тимофеевна Зоря, чей день рожденья торжественно отметили 10 апреля - истинный долгожитель. Ей исполнилось... 107 лет! Галина Тимофеевна – не только самый старший житель нашего города, но и всей области.
Галя родилась в очень далеком от нас 1911 году на Винничине, в селе Дружелюбовка, в тогда еще Российской империи.
Перед ее детскими глазами промелькнуло падение старого строя, Октябрьский переворот 1917 года и становление нового молодого государства - Страны Советов. ...
Подробнее Читали: [864] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 41 (4099)
41 (4099)




 

Просто напомним:
Это № 42 (4100)
от 14 Апреля 2018г.


№ 41    № 43

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru