№ 23№ 24 (4082) 01 Марта 2018г.№ 25-26 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете




НИКОЛАЕВ И НИКОЛАЕВЦЫ


01 Марта 2018г.

Прочитали: [448]

Наталья Христова

Хроники истребителя-бомбардировщика

Вечерний Николаев
Этого энергичного, активного, общительного николаевца знают многие горожане. Бывший военный летчик Алексей Алексеевич Пилипчук ведет насыщенную общественную жизнь. На протяжении многих лет он является участником краеведческих конференций разного уровня, опубликовал в николаевской прессе более 150 очерков, рассказов, историко-краеведческих материалов. Издал несколько книжек, посвященных историческим событиям, имевшим место на нашей земле. Эти публикации дали ему возможность стать членом Национального союза журналистов Украины, Всеукраинского союза писателей-маринистов, Николаевского историко-краеведческого общества «Золотая ладья», литературного объединения «Стапель».
ИСТОРИИ НУЖНА ПРАВДА
Военная история – вот главная, любимая тема творческих исследований Алексея Пилипчука. Кому, как не ему, человеку «армейскому», дано грамотно проследить те или иные эпизоды военного прошлого, проанализировать факты, выстроить правдивую цепь исторических событий с учетом новой информации, открывшейся благодаря рассекреченным архивам. Он знает военную обстановку минувших десятилетий не по печатным изданиям, а «изнутри». Будучи членом Харьковской научно-исследовательской общественной организации «Альтруист», руководителем комиссии по защите правды истории ВОВ при Николаевском областном совете ветеранов – работает над тем, чтобы вернуть эту правду новым поколениям.
Одна из последних вышедших из печати книжек Алексея Пилипчука – «Подвиг десанта наперекор всему», посвященная бессмертным «ольшанцам». В ней к общеизвестным сведениям о подвиге десантников добавлены новые – полученные из архивов уже в XXI веке. Не одно десятилетие пролежал в николаевском архиве документ, проливающий свет на некоторые обстоятельства гибели десанта Ольшанского, но почему-то никто из историков его не использовал. Ждет своего часа (ибо не так просто найти деньги на публикацию) подготовленная к печати еще одна новая книжка – «Под шифром «Канопус» – о строительстве научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королев».
ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК
На нашу встречу Алексей Алексеевич приходит с материалами из своего домашнего архива. При виде такого «богатства» глаза загорелись бы у любого сотрудника музея.
Во-первых, почтенного возраста увесистый альбом 1967 года, в котором – фотографии выпускников Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков ВВС. На одной из страниц – фотография курсанта Алексея Пилипчука.
Во-вторых, «Летная книжка», рабочая тетрадь. Летчики окрестили ее между собой «Я не вернусь». В этой тетради, предназначенной в первую очередь для прокурора (ежели чего в небе пойдет не так), расписаны ежедневные полеты.
– Вот видите, всё отмечено. Например, 14 марта 1980 года… я – на «МиГ-21»… зафиксировано, сколько полетов за день, каковы погодные условия. Всего в этот день у меня было 10 полетов, это значит – 10 взлетов и 10 посадок за одну летную смену, – рассказывает Алексей Алексеевич. – В воздухе, в зависимости от задачи, находился по 6-7 минут. Цель полетов – тренировки: выхожу в зону и начинаю «кривуляки» лепить. Петля, полупетля, кривая петля, бочки – и понеслись упражнения.
«Кривуляки» – это из летного жаргона, фигуры высшего пилотажа. Они начерчены тут же, в рабочей тетради, рукой автора. И действительно, «кривуляки» – очень путаные, замысловатые петли. Чертить на бумаге – и то непросто, а вырисовывать их в небе – тут нужно виртуозное владение «машиной».
Как и любого военного человека, судьба побросала летчика Пилипчука по разным городам. Он служил в Прикарпатском военном округе (Ивано-Франковск), в Центральной группе войск (ЦГВ), затем под Ленинградом в Пушкине, в летной части под Выборгом, в Кировограде. Принимал участие в учениях стран Варшавского договора. Особой страницей в его биографии стали события в Чехословакии 1968 года... Но Алексей Алексеевич не любит говорить об этом.
Вспоминая тот, уже далекий от нас, 68-й год, рассказывает, что летели целым полком, и никто не знал, куда… Просто летели по приказу – первоклассные летчики, первоклассные эскадрильи. Вроде бы, на учения. Операция была строго засекречена, только спустя десятилетия Алексей узнал, что называлась она «Дунай». С благодарностью говорит сегодня о своих командирах – какие были специалисты, какие знатоки своего дела! Люди, достойные всяческого уважения, потому как многие из них были участниками Великой Отечественной войны.
В 1973-77 годах А.А. Пилипчук учился в Москве, закончил военно-воздушную академию. После нее попал в истребители-бомбардировщики, летал на «МиГ-21 СМТ» – самолете-носителе атомной бомбы. Слава Богу, бросить настоящую атомную бомбу ему не довелось, но «репетиции», тренировки с учебной 50-килограммовой бомбой проходили постоянно.
– Когда я взлетал, со мной был целый эскорт, – вспоминает Алексей Алексеевич. – Сам носитель шел в центре, вместе с ним – дублер. Впереди идет группа доразведки, группа расчистки воздушного пространства прикрывает слева и справа, сзади тоже летит группа прикрытия. Поднимается такой «рой» и со скоростью 950 – 1000 км в час несется к цели, а уже над целью начинаешь «кордебалеты выкидывать».
КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ
Слушать Алексея Алексеевича – одно удовольствие. Такие интересные вещи рассказывает из своей летной жизни! Может рассказать, как 20 мая 1972 года встретил в ленинградском небе НЛО. Или вот такая, к примеру, история из «ранее засекреченных» – о том, как генерал авиации Иван Иванович Постыго 22 июня 1941 года под Бельцами сбил самолет тогда еще старшего лейтенанта Покрышкина (да-да, того самого легендарного летчика, который спустя время станет маршалом авиации СССР). Казус вышел из-за чрезмерной секретности: «не признал» генерал в летящих без опознавательных знаков самолетах – «своих».
Один из очерков Алексея Пилипчука, опубликованный уже в наше время, назывался «Тайна гибели адмиралов». История – также из «его времени». Это ЧП произошло у них на аэродроме в Пушкине, когда погиб весь командный состав Тихоокеанского флота – 57 человек. Дело засекретили, только маленькое сообщение появилось в газете «Красная звезда». Рассекретили информацию и признали военных погибшими при исполнении служебных обязанностей лишь спустя 30 лет.
Адмиралы возвращались с учений всех флотов, которые проходили на базе Ленинградского военного округа. Летчик решил «форсануть» перед моряками: лихо взлетел, слишком задрал нос самолета, и весь груз чрезмерно груженной машины «скатился» в хвостовую часть. Самолет вышел за критические углы атаки, потерял скорость. Упал тут же, на краю бетонки, следом взорвались находящиеся на борту 30 тонн топлива.
Около 20 лет прослужил в авиации летчик А.А. Пилипчук, ушел со службы в 1982-м в звании подполковника. Выслуга – 30 лет, ибо месяц шел за два. Ушел по состоянию здоровья, потому как не прошли бесследно для организма (несмотря даже на противоперегрузочные костюмы) перегрузки 6-7 g и более, которые получали летчики на высоте 5 тысяч метров… когда кровь отливает от коры головного мозга и уходит в ноги… когда при перегрузках 9 g настолько «обескровливаются» глаза, что пропадает зрение, и вокруг - только серая пелена.
«На гражданке» вчерашний летчик энергию свою направил в «мирное русло»: немного попробовал себя в роли педагога, а потом пришел на работу в строительный цех №49 ЧСЗ – художником-оформителем. Здесь пригодились его художественные способности. Работал больше 10 лет – оформлял различные мероприятия, спуски кораблей, праздничные демонстрации.
На Черноморском судостроительном была отличная библиотека, именно там он увлекся историей военного флота. Знакомился с научно-технической литературой, интересовался иностранными изданиями… Одну из книг даже перевел на русский язык – ему были интересны те оценки, которые давали нашему флоту зарубежные специалисты. Кроме того, он всегда предпочитал книги о событиях «большой войны» 1941-45 гг., происходивших на нашем южном участке фронта.
Память у Алексея Алексеевича – великолепная, в своих воспоминаниях так и сыплет без запинки датами, фамилиями, фактами из прошлого. Вдобавок постоянно интересуясь современными военными публикациями, рассекреченными материалами. В результате – настоящий кладезь информации.
Сегодня уже почти готова новая книга о развитии морской авиации на Николаевщине: первый авианесущий корабль был построен на ЧСЗ в 1912 году, последний – крейсер «Адмирал Кузнецов» – в 1990-м… между ними – 80 лет интереснейшей истории. Продолжается работа над книжкой о «красном соколе», летчике-истребителе Василии Поликарповиче Стрельникове. Две главные темы, две «привязанности» всегда присутствовали в жизни военного историка Алексея Пилипчука – это судьбы двух флотов: воздушного и морского.
ВПЕРЕДИ ЕЩЕ СТОЛЬКО ПЛАНОВ
И все-таки – откуда в его жизнь пришла романтика неба? Алексей Пилипчук родился в 1943 году в городе Олешки (Цюрупинск), а через год родители переехали в Николаев. Когда учился в судостроительном техникуме, увлекся техническим моделированием. В судомодельном кружке техникума они с приятелем однажды «забабахали» такую радиоуправляемую модель линкора, что на республиканских соревнованиях заняли 1-е место. А потом «забабахали» модель китобазы, которая уехала с нашей делегацией прямиком в Киев – на один из съездов партии. Это увлечение живет в нем до сих пор – Алексей Алексеевич коллекционирует модели самолетов, на которых летал.
А «живой» самолет он впервые увидел в николаевском аэроклубе – тогда парням и девчатам, увлеченным романтикой неба, подарили для полетов два самолета «Як-18». После техникума была армия – ракетные противовоздушные войска под Москвой. Армейский приятель подбивал его поступать в военное радиотехническое училище. Но он сказал: если училище, то только летное.
Алексей Алексеевич – очень увлеченный, разносторонний человек, ему всё интересно попробовать. Например, выступить на заседании «Золотой ладьи» и почитать свои стихи о Пушкине (он с юности стихи пишет!), рассказать о своей службе в городе Пушкин (бывшее Царское село) под Ленинградом – там ему не раз приходилось водить экскурсии по дворцам-музеям для командного летного состава. Он с удовольствием принимает участие в выставках Николаевского объединения «Прибужье», показывая свои рисунки, иллюстрации к опубликованным работам.
20 февраля 2018 года Алексей Алексеевич Пилипчук – ветеран труда, участник боевых действий, почетный ветеран Украины, кавалер ордена святого Георгия Победоносца – отметил свой 75-й день рождения. Но дата эта – «не про него». Он по-прежнему энергичен, молод душой, и впереди у него еще столько планов!
Наталья Христова.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   



ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Наталья Христова
Уникальный хор – в новом статусе
В середине февраля нынешнего  года состоялось заседание депутатской комиссии областного совета по вопросам образования и науки, культуры, молодежи и спорта, на котором было вынесено решение о создании областного коммунального учреждения культуры «Народный академический женский хор им. Светланы Фоминых» с ориентировочной штатной численностью 45 человек. ...
Подробнее Читали: [584] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 23 (4081)
23 (4081)


Читайте свежие городские хроники



 

Просто напомним:
Это № 24 (4082)
от 01 Марта 2018г.


№ 23    № 25-26

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru