№ 133№ 134 (4047) 30 Ноября 2017г.№ 135 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


ТЕМА ДНЯ


30 Ноября 2017г.

Прочитали: [749]

Станислав Козлов

Новая жизнь великой реки

Вечерний Николаев
Компания «НИБУЛОН» – общепризнанный лидер отечественного аграрного рынка. Достаточно сказать, что за прошедшие 26 лет своей работы это предприятие инвестировало в экономику Украины более 1,72 млрд. долларов США. С 2009 года «НИБУЛОН» приступил к реализации грандиозного проекта по оптимизации зерновой логистики, базовая идея которого заключается в возрождении рек Днепр и Южный Буг как внутренних транспортных артерий Украины.
В прошлом году компания за счет собственных средств произвела дноуглубительные работы, восстановив судоходство на 134-километровом участке Южного Буга  от Николаева до Вознесенска. А в году нынешнем генеральный директор ООО СП «НИБУЛОН» Герой Украины Алексей Вадатурский дал слово Премьер-министру Украины Владимиру Гройсману провести экспериментальные дноуглубительные работы на Днепре. Сделать это непросто, поскольку здесь требуется не только расчистка иловых наслоений для восстановления паспортных глубин, но и работы со скальными гранитными породами. Для этого в рекордно короткие сроки, буквально в течение нескольких месяцев, компания на собственном судостроительно-судоремонтном заводе в Николаеве построила уникальный, не имеющий аналогов в Украине земснаряд проекта СДС-15 с символическим названием «Николаевец». Этот земснаряд может проводить дноуглубление до глубины 15 метров тремя способами: с помощью ковша установленного на нем огромного экскаватора, фрезы либо гидромолота.
И вот на днях произошло событие поистине исторического масштаба - новое судно приступило к экспериментальным работам на Днепре. Они проводятся в районе города Каменское (бывш. Днепродзержинск) Днепропетровской области. Здесь, по соседству с металлургическим комбинатом, расположен знаменитый гранитный перекат «Днепродзержинские ворота». Он известен как один из самых сложных и опасных днепровских перекатов с малой глубиной, сильным течением и резким закруглением судоходного хода. Именно здесь десять лет назад потерпел аварию пассажирский теплоход «Принцесса Днепра», с которого пришлось срочно эвакуировать более двух сотен иностранных туристов. Теперь, благодаря «НИБУЛОНу», этот перекат станет более безопасным для судоходства. В этом убедились журналисты из разных уголков Украины, побывавшие на месте выполнения работ.
– Еще в 2009 году Украина стала участником европейского соглашения, согласно которому государство должно обеспечивать глубину судового хода на Днепре от Херсона до Киева на уровне 3,65 м, а от Киева до реки Припять – 2,65 м, – рассказывает заместитель начальника государственного предприятия «Укрводпуть» Евгений Бачев. – К глубокому сожалению, на ряде участков мы не выдерживаем эти глубины, для этого не выделялось необходимое финансирование, да и техники необходимой у нас до сих пор не было. Если взять Днепродзержинские ворота, здесь максимально мы можем обеспечить прохождение судов с осадкой 3,2 м, да и то только по «высокой воде» дважды в сутки, когда идет наполнение водохранилища.
ГП «Укрводпуть» – предприятие, которое отвечает за обеспечение паспортных глубин судового хода на Днепре. Его специалисты с огромным интересом присматриваются к земснаряду СДС-15, изучают, как это самоходное судно работает на практике с использованием самых современных механизмов высочайшего мирового уровня. На земснаряде установлен гидравлический экскаватор «Volvo EC 700 Cl». Именно он и обеспечивает работы по расчистке судового хода. При этом работа гидромолота контролируется с помощью подводных видеокамер высокого разрешения. Иными словами, русло чистится не вслепую, не «на ощупь», а под пристальным видеоконтролем высококвалифицированного оператора. Затем гранитная порода, разбитая гидромолотом, с помощью ковша плавкрана извлекается с речного дна и высыпается на несамоходное судно, а в дальнейшем будет использована для проведения берегоукрепительных работ. Такая вот безотходная технология.
К слову, интересен и тот факт, что технологию круглосуточного наблюдения за ходом выполнения работ на глубине специалисты компании «НИБУЛОН» разработали в тесном сотрудничестве с учеными Национального университета кораблестроения им. адмирала С.О.Макарова. А если земснаряду доведется работать не со скальными донными грунтами, а, например, с песком, он способен ежечасно извлекать с речного дна и перекачивать по специальному трубопроводу до 2,5 тыс. кубометров в час пульпы (смеси воды с породой) на расстояние до двух километров. Для транспортировки же измельченных скальных грунтов предприятие заказало на одном из судостроительных предприятий Херсона две саморазгружающиеся шаланды, которые будут переоборудованы специально под выполнение таких работ.
В советское время гранитные породы на дне Днепра разрушали с помощью взрывов. Однако сегодня такой способ дноуглубления невозможен – на берегу находится металлургический комбинат, другие технологически сложные производства, хранилища и дамбы. Взрывы могут создать аварийные ситуации на предприятиях, вывести из строя производственные линии. Кроме того, они отрицательно влияют на экологию, в частности на фауну акватории. Всего на Днепре, на участке от Кременчуга до Запорожья, насчитывается 14 участков, подобных «Днепродзержинским воротам».
Как и на Южном Буге, на Днепре «НИБУЛОН» тоже не стал ждать, пока государство выделит необходимые средства для дноуглубления, а начал работы самостоятельно, за свой счет и с привлечением собственной уникальной техники (только земснаряд СДС-15 и две шаланды обошлись предприятию примерно в 14 млн. долларов США). Финансовые средства предоставил Европейский инвестиционный банк. Разработчиком проекта дноуглубления на перекатах в Днепровском и Каменском водохранилищах по заказу «НИБУЛОНа» выступило ООО «Институт «Укрречтранспроект». А необходимые разрешения были получены в тесном сотрудничестве с ГП «Укрводпуть». Вся бюрократическая процедура заняла аж целых пять (!) лет.
– Наш проект по дноуглублению Днепра находится на контроле у Премьер-министра Владимира Гройсмана, – рассказывает генеральный директор компании «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский. – Он лично интересуется этой темой, изучал наши технологии, во время визита в Николаев посещал наш судостроительно-судоремонтный завод.
Так что же даст дноуглубление на практике?
– Из-за того, что паспортные глубины не поддерживаются, суда ходят по Днепру недозагруженными на 30%, – говорит А.Вадатурский. – Мы можем догрузить их до полной грузоподъемности только ниже Запорожья. А этот недогруз дает удорожание логистики. Если же мы приведем Днепр в порядок, «трудоустроим» его – сможем перевозить по этой реке уже в ближайшие годы 10 миллионов тонн грузов в год. Судите сами: если при СССР по Днепру ежегодно перевозилось около 60 млн. тонн грузов, то сегодня – только 3-4 млн. тонн, пассажирские перевозки практически прекратились, и лишь сегодня мы начинаем их возрождать. А ведь водный транспорт во всем мире самый экономичный и наиболее экологичный!
Да, во всем мире речной транспорт действительно самый экономичный. Но только не у нас. Главной проблемой судовладельцев и грузоперевозчиков в Украине является акцизный сбор, самый высокий в мире. Сегодня сбор составляет 139,5 евро за тонну топлива, что составляет около 30% его стоимости. В Европе же его вообще нет, а в США он вдвое ниже. Вдобавок к этому порты Херсона и Николаева еще и самые дорогие в мире по судозаходам. Более того, законопроект «О внутреннем водном транспорте» № 2475а, за который так агитирует министр инфраструктуры, планирует еще и введение речного сбора. Поэтому-то и нет речных перевозок на Днепре.
Министерство пугает общественность техногенными катастрофами на шлюзах, отсутствием денег на дноуглубление и т. п. Но при этом лоббирует создание еще одной структуры – Администрации внутреннего водного транспорта.
В этой ситуации нужны не популизм, а реальные действия – уверен гендиректор «НИБУЛОНа». Он предлагает верный способ решения проблемы: уменьшить на 1 доллар размер портовых сборов в Николаевском и Херсонском портах. Из оставшейся суммы 50 центов направить на решение вопросов инфраструктуры Николаева, а также Херсона и других городов на Днепре, а 50 центов – на ремонт существующих шлюзов и дноуглубительные работы. И для таких мер совсем не нужен новый закон, достаточно распоряжения Кабинета Министров.
– Своим конструктивным и аргументированным примером мы подталкиваем Министерство инфраструктуры к конкретным действиям, – говорит Алексей Вадатурский. – При этом, не преследуя корпоративные интересы, мы выступаем за то, чтобы в Украине были десятки таких компаний, как наша. Мы против популизма чиновников. Мы за их конкретные дела.
Но вернемся к дноуглубительным работам. За первую неделю земснаряд «Николаевец» расчистил 600 кв. м гранитного дна на глубину 0,4 м, притом, что общая площадь экспериментального дноуглубления на перекате «Днепродзержинские ворота» составляет около 750 кв. м. Всего же в рамках дноуглубления необходимо разбить около 20 тыс. кв. м скальных грунтов, которые участками разбросаны по Днепру на протяжении 47 км.
Практическое применение нового судна показывает, что «НИБУЛОНу», чтобы расчистить все проблемные места на Днепре, потребуется примерно полгода. Чтобы обеспечить, наконец, паспортные глубины, государство собирается провести тендер на дноуглубительные работы. «НИБУЛОН» сможет на равных конкурировать с международными компаниями.
Но даже если государство «пожадничает» и не выделит необходимую сумму денег – ведь у нас может быть все, что угодно, – в таком случае «нибулоновцы» готовы самостоятельно произвести дноуглубление Днепра. Впрочем, будем надеяться, что до такого дело не дойдет, и у государственных мужей в конце концов хватит политической воли и разума для того, чтобы профинансировать работы, ведущие к возрождению транспортного потенциала Днепра – главной водной артерии Украины. А компании «НИБУЛОН» они и так должны быть благодарны за то, что она за счет собственных средств профинансировала дноуглубительные работы на Южном Буге.
Фронт работы на Днепре и Южном Буге для «нибулоновского» земснаряда есть, ведь дноуглубление – не разовое мероприятие, паспортные глубины нужно поддерживать постоянно. Кроме того, этим уникальным судном уже весьма предметно заинтересовались в Беларуси и Турции. Так что без работы «Николаевец» точно не останется – как минимум, в ближайшие годы.
Следует обратить внимание еще на один очень важный момент – проект европейского транспортного коридора Е-40 «Балтика – Черное море». Это водная магистраль длиной около 2 тыс. км, которая в перспективе должна соединить Польшу, Беларусь и Украину – по Висле, Западному Бугу, Припяти и Днепру. Сейчас данный речной путь не действует, поскольку участок Западного Буга от Варшавы до Бреста не судоходен. Для реализации проекта «Восстановление магистрального водного пути E-40 на участке Днепр-Висла» создана специальная комиссия, в состав которой входят представители региональных органов власти, министерств, научно-исследовательских институтов, транспортных, логистических, природоохранных организаций Беларуси, Польши и Украины. Если транспортный коридор Е-40 реально заработает, его экономические преимущества для Украины будут просто неоценимы: грузы, которые сегодня морским путем везут с Балтики на Черное море вокруг всей Европы, можно будет доставлять намного более коротким маршрутом.
Но Е-40 – это стратегическая перспектива на будущее, а возрождать речное судоходство нужно сегодня, поскольку завтра уже будет поздно. Только за последние четверть века Украина утратила почти 2,5 тыс. км внутренних судоходных путей – если к началу 90-х гг. прошлого века их было около 4 тыс. км, то сегодня осталось немногим более 1,5 тыс. км. Согласитесь, цифра воистину трагическая! Реки заиливаются, теряют глубины, зарастают водорослями и камышом. Так бы, наверное, продолжалось и дальше, если бы не проект «НИБУЛОНа» по возрождению и развитию внутренних водных путей. Помимо аграрного производства, отгрузки зерновых и масличных культур на экспорт, компания совершенствует логистику, развивает собственную сеть линейных элеваторов и речных перегрузочных терминалов, наращивает объемы судоходства по украинским рекам и сформировала для этих целей мощный флот, значительная часть которого построена в Николаеве на судостроительно-судоремонтном заводе «НИБУЛОН».
– Мы – одна из немногих украинских компаний, верящих в здравый смысл, в то, что речные перевозки можно возродить, – говорит Алексей Вадатурский. – Для этого мы привлекли лучших отечественных и зарубежных экспертов, изучили опыт организации судоходства на великой американской реке Миссисипи, европейский опыт. Вместе со своими единомышленниками мы предлагаем государству комплекс мер, способных возродить речное судоходство и украинскую судостроительную отрасль. Если государство не выделит средства на дноуглубление Днепра, мы прочистим Днепр, как поступили с Южным Бугом, сняв с николаевских автодорог около 1 млн. тонн грузов. Если чиновники Мининфраструктуры окажутся не в состоянии это сделать – мы сделаем это сами.
Николаевцы знают – А.Вадатурский слов на ветер не бросает, если что-то пообещал – обязательно сделает. Он уже давно на практике реализует стратегию возрождения украинских рек как транспортных артерий, что несет стране очевидные преимущества. И на этом пути «НИБУЛОН» не остановить. Вот только поймут ли, наконец, украинские чиновники, что давно пришло время создать честные и прозрачные условия для развития речных перевозок и отечественного судостроения?!
Станислав Козлов.
Фото ООО СП «НИБУЛОН».
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Помнят о миллионах загубленных голодом душ
Несколько сотен человек пришли в субботу, 25 ноября, к мемориалу жертвам Голодомора на Херсонском шоссе, чтобы почтить память невинно убиенных жителей в далеких 20-х, 30-х и 40-х годах
ХХ века. ...
Подробнее Читали: [458] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 133 (4046)
133 (4046)


Читайте свежие городские хроники



 

Просто напомним:
Это № 134 (4047)
от 30 Ноября 2017г.


№ 133    № 135

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru