№ 7№ 8 (3774) 26 Января 2016г.№ 9 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


Лики ИСТОРИИ


26 Января 2016г.

Прочитали: [1363]

Спущенные паруса

Вечерний Николаев
Несколько лет назад пришла в  голову мысль создать небольшой цикл статей, рассказав о тех предприятиях, которые в свое время славили город, но потом бесследно исчезли. Напомнить старикам, открыть что-то новое молодежи. Она ищет новые бренды и, быть может, найдет. Но будут ли они такими же узнаваемыми, какими были в свое время завод «Дормашина» или фабрика «Эвис»? Только время способно проверить на прочность то, что сегодня зовется символами эпохи, и о чем, спустя годы, будут говорить: «Это, брат, история нашего города».
АРОМАТ КОРАБЕЛЬНОГО КРАЯ
В 1970 году Министерство торговли УССР выпустило каталог парфюмерии и косметики, в котором были представлены лучшие образцы парфюмеров Харькова, Львова, Симферополя, Золотоноши.
Особое место в нем занимала продукция николаевского комбината «Алые паруса». Вот только несколько описаний из этого каталога.
«Созданы в честь николаевских судостроителей. Этому мягкому, фантазийному аромату придает оригинальность и своеобразие оттенок смолистой свежести хвойного леса…».
Это о духах «Корабел». А вот как описывался парфюмерный набор «Алые паруса», пользовавшийся в то время особой популярностью далеко за пределами Украины: «Пленительный тонкий аромат духов и одеколона напоминает о прелести мечтательной Ассоль – героине романтической повести Александра Грина…»
«Эти наборы были очень популярны в Союзе, и это был полезный опыт, ведь они обучали культуре потребления: днем пользоваться одеколоном – для свежести, а духами – вечером, для шлейфа. Такие коробочки часто дарили иностранным делегациям, послам, и большинство из них выходили лимитированной партией – к примеру, набор «Рідна Україна», – вспоминает известный украинский парфюмер Богдан Зубченко.
Старожилы утверждают, что в ту пору ни один серьезный вопрос в Министерстве судостроительной промышленности Союза нельзя было решить без такого презента. О Николаеве говорили, что это город, где строят корабли и создают неповторимые духи, не уступающие качеством продукции московской «Новой зари» или латышской «Дзинтарс».
Название «Алые паруса» появилось у предприятия в 1965 году. До этого с 1927 года на улице Карла Маркса (сегодня – угол Адмиральской и Карла Либкнехта) существовала парфюмерно-косметическая фабрика «Астра». А поскольку рядом на Малой Морской работал стекольный комбинат, производства решили объединить.
В конце 30-х на фабрике выпускали до восьмидесяти наименований косметической продукции: восемь видов туалетной воды, семь наименований духов, пятнадцать одеколонов, одного лишь туалетного мыла – тридцать видов, и это не считая зубного порошка, губной помады, крема, шампуня.
Война оставила свой след в истории фабрики. Накануне оккупации предприятие эвакуировали. В самом же Николаеве здание «Астры» было полностью разрушено. Стеклянный завод уцелел, но требовал капитального ремонта.
В 1944 году с возвращением в родной город николаевские парфюмеры воспряли духом. 130 человек начали выпуск косметической продукции, а год спустя возобновили производство стеклянной тары.
В послевоенное время возросший спрос на николаевскую косметику заставил советскую власть расширить территорию фабрики и начать строить новый комбинат. На нем уже работали свыше тысячи человек, и для них были построены дома на улицах Большой Морской, 11-а, Схороходова, 64, общежития на улицах Гражданской, 115 и Первой линии, 1.
Все это отражалось и на увеличении ассортимента продукции. К 70-м годам выпускалось 15 наименований сюрпризных наборов, до 20 кремов, десятки видов туалетного мыла, пудры, лосьоны, средства для бритья, зубные пасты, губные помады, и даже средства от комаров. О том, насколько это было серьезно, говорит и такая цифра – 33 наименования выходили под пресловутым «Знаком качества».
То время было лучшим в истории «Алых парусов». Наполненные ветром, несли они славу южного города по просторам и весям необъятной страны – от Заполярья до хлопковых полей Средней Азии. Но когда страна треснула, надорвались и паруса.
БЕРИ «ШАНЕЛЬ», ПОШЛИ ДОМОЙ
Первые годы перестройки предприятие еще продолжало демонстрировать ход, но уже в конце 80-х начались первые трудности со снабжением. Раз за разом стали подводить партнеры – Гостомельский стеклозавод, Тираспольский завод пластмасс, Львовский лакокрасочный завод. Выписывались штрафы, искали замену, на ходу заключая договора с создаваемыми кооперативами – не хватало пеналов для губных помад, бумаги и картона, стеклотары.
Экономика тогда была похожа на раненого зверя. Многие, кто начинал в то время свой бизнес, подтвердят: отсутствие живых денег, переход на бартерные схемы, накапливание долгов, рэкет были характерными приметами времени. Не каждый мог справиться с таким вызовом. В 1992-м за один только год кредиторская задолженность «Алых парусов» увеличилась в 100 раз, достигнув 236 миллионов рублей.
Те, кто тогда работал на предприятии, помнят Виктора Иващенко. Когда комбинат выставили на ваучерную приватизацию, этот предприниматель стал новым владельцем и не придумал ничего лучшего, как менять грузовики с одеколоном на автомобили.
Те действия вызвали возмущение в коллективе, и люди добились отмены итогов приватизации. Парфюмерно-косметический комбинат «Алые паруса» вернулся в государственную собственность. Но ненадолго. На горизонте уже появился Тимур Горяев.
Этот уральский коммерсант начинал с того, что возил из Москвы в Свердловск факсы и ксероксы. Дальше – больше. В одной из первых зарубежных поездок познакомился с земляками. Им тоже хотелось заняться бизнесом, и они быстро договорились: те организовывают в Израиле выпуск водки с лимонным ароматизатором, а Горяев ее продает в России. Говорят, дело оказалось столь успешным, что для перевозки водки «Стопка» фрахтовали большегрузные суда.
Часть водочной прибыли Горяев вложил в новое дело – концерн «Калина», созданный на базе парфюмерного предприятия «Уральские самоцветы».
Бизнесмен уже тогда положил глаз на николаевский комбинат, чья продукция гремела на весь Советский Союз. Пользуясь плачевной ситуацией на «Алых парусах», «Калина» в 1999 году получила над ним полный контроль. Ребятам с Урала это обошлось в 2 миллиона долларов. Реальная цена предприятия, по разным оценкам, тогда составляла около 18 миллионов.
На этот факт внимания особо не обращали. В деньгах остро нуждались все. К тому же, в первые годы под началом российской компании жизнь николаевского комбината стала налаживаться. К концу 2002 года его доход увеличился в 6 раз, появились планы загрузить мощности традиционной продукцией и ввести контроль качества. Но вдруг, как гром среди ясного неба, прозвучало решение «Калины» избавиться от «Алых парусов». Вот как прокомментировал это Тимур Горяев:
– Одна из причин, по которой были приобретены «Алые паруса» в конце 90-х гг. , – это возможность избежать двойного налогообложения нашей продукции на Украине. Кроме того, пробиться в то время на украинский рынок отечественным предприятиям было достаточно сложно.
Сегодня ситуация совершенно иная. Стратегия нашей компании – развивать продажи нескольких сильных торговых марок, которые продавались бы на всей территории стран бывшего СССР. Поскольку «Алые паруса» выпускают очень много локальных марок для украинского рынка, мы приняли решение продать компанию ее менеджменту. Хотя не исключена возможность, при которой мы продолжим выпуск некоторой нашей продукции на контрактной основе.
В результате 84% акций достались председателю правления «Алых парусов» Олегу Ярмощуку. При этом комбинат потерял не только всю рецептуру, но и право на использование своих ведущих брендов.
Это произошло в 2003-м, а в январе 2004 года «Калина» выкупила у николаевского комбината 13 торговых марок, которые активно рекламирует и сегодня. Среди них «Черный жемчуг», «Чистая линия», «Рецепты красоты», «32 Норма». Та сделка обошлась уральцам всего в 87 тысяч долларов.
Четыре года спустя комбината не стало. Кредиторы согласились с запущенной процедурой банкротства, и суду не оставалось ничего, как поставить в его биографии точку.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
По-разному сложились судьбы участников этой истории. Олег Ярмощук, учредив предприятие «Амальгама Люкс», в Николаеве производит недорогую косметику. На мою просьбу о комментарии в предприятии отказали. Так и сформулировали: «ООО «Амальгама Люкс» не имеет никакого отношения к комбинату «Алые паруса», поэтому мы не видим целесообразности для осуществления данной встречи».
Тимур Горяев с «Калиной» расстался, удачно продав свой концерн компании «Юнилевер». К Николаеву, впрочем, по-прежнему питает деловой интерес. Его новый проект Mallino Development Group владеет торговым центром «Кит» на улице Малой Морской – тем самым зданием, в котором когда-то умельцы комбината «Алые паруса» делали свою знаменитую продукцию. Учитывая торговую площадь центра (16 тысяч кв. м) и цену, которую Горяев в свое время заплатил за предприятие, можно с уверенностью говорить: в Екатеринбурге о той сделке совсем не жалеют.
В самом концерне «Калина» о Николаеве и не помышляют. Свою продукцию в Украине под брендами, часть которых, напомним, ранее принадлежала «Алым парусам», реализует через свою дочернюю фирму в Киеве «Паллада-Украина».
Читатель вправе задать вопрос: «А можно ли было в те лихие девяностые сохранить предприятие?». Однозначного ответа на него не даст никто. Слишком много в то время зависело лично от руководителей, их способности выстоять в сложных условиях, предложить такой антикризисный план, который, в конечном итоге, спасет производство.
Меньше всего в бедах «Алых парусов» стоит винить экономическую ситуацию в стране. Комбинат мог выстоять, как это сделали, к примеру, львовские парфюмеры. В советские времена здешней фабрике дали название «Красная гвоздика», и хотя ее продукция уступала в известности ассортименту николаевского комбината, парфюмы «Белые розы», «Подарок», «Вечерний Львов» пользовались определенным успехом. Но когда страна развалилась, и в Николаеве одеколон стали менять на автомобили, львовское предприятие выжило и даже, благодаря французским инвестициям, запустило новую марку духов «Pouchkine».
Фабрика продолжает работать. Правда, под другим именем – «Эдельвейс». Изменен и ассортимент – прежняя продукция уступила место новым наименованиям духов и туалетной воды.
В том же Львове в памятном для «Алых парусов» 2000-м году возникло и другое предприятие – «Галтерра». Ни соседство с конкурентом, ни особенности украинского рынка не мешают ему и сегодня выпускать парфюмированные воды, туалетные воды, ретро-одеколоны, серию жидкостей для снятия лака, лосьоны после бритья.
А в николаевском торговом центре, где много лет создавался незабываемый аромат эпохи, уральские бизнесмены продолжают сдавать помещения в аренду. Царящую пустоту не в состоянии заполнить меняющие друг друга торговые площади. Здесь чувствуешь себя, как в разбитом судне, давно выброшенном на берег, – судне с давно спущенными парусами.
Игорь Данилов.
 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   

    ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:   


ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Станислав Козлов
В поисках компромисса
В минувший четверг состоялось первое заседание 2 сессии Николаевского горсовета VII созыва. Явка, по сравнению с предыдущим созывом, была рекордной – в сессионном зале собралось 53 депутата из 54. ...
Подробнее Читали: [1150] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 7 (3773)
7 (3773)




 

Просто напомним:
Это № 8 (3774)
от 26 Января 2016г.


№ 7    № 9

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru