№ 96№ 97 (3113) 31 Августа 2011г.№ 98 
Вечерний Николаев
Украина НиколаевВечерний Николаев
Николаевская городская газета
На главнуюНаписать нам письмоПоиск по Вечернему НиколаевуВечерний Николаев
Новый номер 
ПОИСК здесь »»

В НОМЕРЕ




 


Реклама в газете


НИКОЛАЕВ И НИКОЛАЕВЦЫ


31 Августа 2011г.

Прочитали: [2262]

Киевская весна Полины Куманченко

Вечерний Николаев

ДЕТСТВО И ГРЕЗЫ

В счастливой семье, что жила в селе Музыковка Херсонской области, в 1910 году родилась вторая дочурка, записали ее Пелагеей. Отец работал на железной дороге. В смутных детских воспоминаниях девочки остались струи воды, стекающие с темных жилистые рук отца, вернувшегося с разъезда, мама, стоящая с рушником и красивая сельская церковь, Свято-Покровский храм. Потом вся семья переехала в Херсон.
Девочки рано остались сиротами, и старшая сестра забрала Полю в Николаев, старалась сделать все, чтобы малышка не плакала, часто водила ее гулять, однажды повела в цирк. По арене расхаживали настоящие львы и тигры, дрессировщица в зеленом платье с блестками казалась настоящей волшебницей, в руках у нее была волшебная палочка, и Поля захотела точно такую же. Она собрала окрестных кошек, во главе своей цирковой группы поставила собаку Жульку. Но все закончилось трагически: кошки разбежались, а Жулька выбежала на улицу, где ее сбил невесть откуда взявшийся грузовик. Машин в Николаеве в те годы почти не было, больше ездили на лошадях, вот Жулька и не разобралась в обстановке. Проплакав несколько дней, Поля решила стать балериной…
Актерские дарования девочки были заметны с детства – она пела, уморительно копировала знакомых, танцевала, идя по дороге в школу, и с удовольствием посещала школьный драмкружок, без сцены уже не мыслила своей будущей жизни.

КАРЬЕРА

В 1928 году Полина Куманченко поступила в студию при Николаевском передвижном рабоче-крестьянском драматическом театре, через год ее приняли в штат. В 1929 году актриса переехала в театральный Харьков, ее пригласил ТЮЗ. Потом Полина Куманченко стала актрисой ТРАМа (Театра рабочей молодежи, 1932-1937), где по-настоящему раскрылись ее дарования. Играла Ганну в «Безталанной» Карпенко-Карого, Присиньку в «Шельменко-денщике» Квитки-Основьяненко, Верочку в «Шутниках» Островского, Инессу в пьесе Кальдерона «С любовью не шутят», и ей досталась роль – предмет мечтаний многих украинских актрис – Харитина в «Наймичке» Карпенко-Карого, в которой когда-то блистала легендарная Мария Заньковецкая. Роли были серьезные и значительные, Полина Куманченко стала настоящей звездой харьковской сцены, любимицей публики, студенты готовы были носить ее на руках.
В 1937 году актрису пригласили в Украинский драматический театр имени Т.Г.Шевченко (Харьков). Этот театр был основан легендарным Лесем Курбасом как «Березиль», и хотя основатель был арестован и сослан, традиции, заложенные великим украинским режиссером, в театре чтили.
Дебютные роли Куманченко на прославленной сцене показали широту ее диапазона: двадцатисемилетняя актриса сразу сыграла юнгу Юрка в «Загибели эскадры» и шестидесятилетнюю Захаровну в спектакле «Кубанцы», Полина Владимировна обладала удивительным даром перевоплощения. Блестяще были сыграны и королева Гертруда в «Гамлете» Шекспира, и красавица Елизавета в «Ярославе Мудром» Кочерги и многие другие роли, которых на ее веку было немало.
МУЖЧИНЫ
В ЕЕ ЖИЗНИ

В Харькове Полина Куманченко встретила свою первую любовь. Его звали Сергей Раснянский, он был известным детским писателем. Поженились, своих детей не было. Когда Харьков начали бомбить, помогали эвакуироваться сиротам из детского дома. Только успели всех погрузить в машину, как снарядом Сергею оторвали обе ноги. Умер от потери крови в самолете, которым его пытались переправить в Москву. Фотографию мужа Полина Куманченко хранила всю жизнь.
Потом была фронтовая бригада. Среди шинелей, кирзовых сапог и носящейся поблизости смерти на импровизированную сцену, из двух поставленных рядом грузовиков, вспархивала в легких туфельках Присинька из «Шельменко-денщика» и радовала своим искусством бойцов. Как это ни грустно звучит, война помогала забыть собственное горе. Нашелся и утешитель, им стал актер Михаил Федорович Покотило, вместе прошли всю войну. Покотило был женат, но к своей семье после войны он не вернулся, жена не давала развод, так и прожили актеры в гражданском браке тридцать лет.
Любила ли она его? Судите сами. Сын известного украинского актера Михаила Заднепрянского рассказывал: «Иду я однажды с отцом через скверик, что около театра. Навстречу идет очень грустный Михаил Покотило, народный артист УССР. Отец спрашивает:
- Михайло, що сталося?
- Клята жінка виганяє з дому.
Пришлось Заднепрянскому утешать друга сочной шуткой.
Зато Покотило предан был своей ненаглядной Поленьке беззаветно. И хоть внешность ее была далека от канонов красоты, на сцене Полина Куманченко становилась потрясающе красивой, и все роли роковых красавиц были ее. Самое интересное, что в юности Полина Куманченко играла то старух, то подростков, а после сорока, ощутив свою женственность, блистала в ролях инженю и женщин-вамп. Расцвет ее творчества пришелся на послевоенное время. В театр ходили «на Куманченко».
В те годы в приму беззаветно влюбился студент Харьковского театрального института Леонид Быков. Они играли на одной сцене, но если Леонид Быков не был занят в спектакле, он все равно приходил в театр и наблюдал за игрой Куманченко, пытаясь разгадать тайну мастерства актрисы и загадку обворожительной женщины. Он не сводил с нее глаз и каждый раз преподносил огромный букет белых роз…

СЛУЧАЕТСЯ, И МОСКВА ВЕРИТ СЛЕЗАМ…

В 1960 году на встречу с москвичами отправились две тысячи посланцев из Украины для участия в Декаде украинской литературы искусства. Харьковский академический украинский драматический театр имени Тараса Шевченко повез в столицу спектакль по пьесе Александра Корнейчука «Чому посміхалися зорі», в нем Полина Куманченко блестяще играла жену архитектора коварную Клеопатру. Критика назвала актрису «жемчужиной в созвездии украинских талантов».
В день окончания Декады указом Президиума Верховного Совета СССР пятнадцати мастерам искусств, в том числе и Полине Куманченко, были присвоены звания «Народный артист СССР». Всех пригласили в Кремль, но так случилось, что на автобус, поданный ко входу гостиницы, актриса опоздала: очень хотелось в этот торжественный день выглядеть по-особенному, вот и не рассчитала. Что делать? Выручило такси, но не так-то просто было пройти через кордон охраны. Полина Владимировна расплакалась, и случилось чудо: не только пропустили, но и проводили в здание Президиума Верховного Совета СССР. Очевидно, Брежнева уже предупредили, и он встретил рыдающую актрису в коридоре словами: «Перестаньте плакать, я вручу вам вашу награду».

ВЕСНА, КИНО
И ЛЮБОВЬ

С 1958 года Полину Куманченко стали приглашать в кино. Первая роль – Горпина в фильме «Киевлянка». На протяжении трех лет были сняты три серии этого фильма. Огромный успех выпал на долю кинотрилогии по роману Михаила Стельмаха «Большая родня»: «Кровь людская – не водица» (1960), «Дмитро Горицвит» (1961) и «Люди не все знают» (1963), где Полина Куманченко сыграла Марию Бондар. А еще была тетя Паня из картины «Самолет уходит в 9», мать Андрея в фильме «Строгая игра», мать в фильме «День рождения». Всего Полина Куманченко снялась в семнадцати фильмах. Последний раз в фильме «Старт» в 1987 году.
Весной 1960 года Полина Владимировна приехала из Харькова на съемки. Красота украинской столицы, пьянящий весенний воздух, пирамидки цветущих каштанов – все настраивало на лирический лад, и – Полина Куманченко влюбилась, да так, что оставила свой театр в Харькове, который дал ей все, и в 1962 году вместе с мужем Михаилом Покотило переехала в столицу. Оба поступили в Украинский драматический театр имени Ивана Франко.
Полина Куманченко успешно дебютировала на киевской сцене ролью кубинской революционерки Терезы в спектакле «День рождения Терезы». Потом было много успешных ролей, признание публики и критики, но того отношения любви и поклонения, которое было в Харькове, в новом театре пара, увы, не встретила, отношения с коллегами не сложились. Страдали оба, но Полина Владимировна держалась стоически, а вот Михаил Федорович пристрастился к спиртному. Возвращаясь вечером домой, пьяный, крушил в доме все, что попадалось под руку, а утром становился на колени и каялся.
Поначалу ролей в театре было много, играла в спектаклях «Лимерiвна» по пьесе Тараса Мирного, в «Ретро» Александра Галина. За роль Галины Романовны в спектакле «Память сердца» по пьесе Александра Корнейчука Полина Куманченко была награждена Государственной премией Украины, это было в памятном 1971 году.

С ЯРМАРКИ…

В том же, 1971, году умер Михаил Федорович Покотило. Постепенно ролей у стареющей актрисы становилось все меньше, она готова была играть самые маленькие, лишь бы быть на сцене, но театр взял курс на омоложение труппы, и Полину Куманченко вместе еще с несколькими ветеранами сцены отправили на пенсию.
У актрисы были замечательные друзья, ее творчество любил и ценил Александр Корнейчук, называл любимую актрису «солнечным зайчиком», ее дарил своей дружбой Николай Амосов, приезжали друзья из Харькова. Но все это не могло утешить, Полина Владимировна без сцены тосковала, навалились болезни. Своих детей у Куманченко не было, рядом была только племянница, актриса Молодого театра Луиза Филимонова.
Однажды все-таки Полине Куманченко из театра позвонили. В 1990 году Театр имени Ивана Франко праздновал свое 70-летие. Полина Владимировна начала собираться с утра, оделась, причесалась. Но в последнюю минуту передумала: «Нет, не могу, я не могу через это переступить, я им не нужна». Пригласительный билет остался лежать в кассе. Может быть, если бы его принесли домой, и актрисе не нужно было рассказывать незнакомой кассирше, кто она такая, Полина Куманченко и приняла бы участие в юбилейных торжествах…
В последние годы жизни актриса много общалась с народным артистом СССР Аркадием Евгеньевичем Гашинским. Их объединяло многое: работали в одном театре, когда-то вместе снимались в фильмах «Кровь людская – не водица и «Люди не все знают», и вдруг оба оказались за бортом любимого театра. Аркадий Евгеньевич страдал еще и от того, что безвременно погиб его сын Евгений Гашинский, актёр Николаевского русского театра, заслуженный артист Украинской ССР, наш «провінційний Гамлет», как назвал его в своем стихотворении лауреат премии имени Шевченко Дмитро Креминь.
13 декабря 1991 года Аркадий Гашинский умер, близкие делали все, чтобы скрыть это от Полины Владимировны, но кто-то ей все-таки сказал. Этот удар судьбы для актрисы стал последним, она его не перенесла, и через полтора месяца 2 февраля 1992 года Полины Куманченко не стало.
Людмила Щетинина,
кандидат филологических наук.

 
    СЛУЧАЙНО ВЫБРАННЫЕ СТАТЬИ:   



ТЕМА ДНЯ из предыдущего №

Вечерний Николаев
Знаменательный день в жизни митрополита
26 августа в Николаевской епархии отметили 19 лет с момента рукоположения (хиротонии – так называется посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды) митрополита Николаевского и Вознесенского Питирима.
...
Подробнее Читали: [2211] Отзывы: [0]


РЕГИСТРАЦИЯ здесь »»
 
E-mail:
Пароль:
  Забыли?

Реклама на сайте

Предыдущий номер
№ 96 (3112)
96 (3112)


Читайте свежие городские хроники



 

Просто напомним:
Это № 97 (3113)
от 31 Августа 2011г.


№ 96    № 98

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vn.mk.ua обязательна.
© 2002-2007
© Вечерний Николаев
© Дизайн: Kabba Design Group
© Хостинг: Фарлеп
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru